Узнайте интересную информацию о съемках фильма «Дать дуба в округе Юба», факты о производстве, работе на площадке и над сценарием, а также прямую речь от создателей картины.
Аманда Идоко: путь сценариста, предопределенный свыше
Работа над фильмом начинается со сценария. Однако путь проекта «Дать дуба в округе Юба» начался задолго до этого. Надо об этом рассказать подробнее, ведь сценарий вообще мог бы быть не написан, если бы Аманда Идоко пошла по пути, по которому собиралась идти изначально.
«Я должна была стать доктором, – смеётся Идоко. – Но мне с раннего детства нравилось сочинять и выступать на публике. В восемь лет я жила в Бронксе и уже писала рассказы. Но я всегда считала это хобби, не более того».
Идоко выросла в семье нигерийских иммигрантов. Она окончила школу и поступила в Университет Корнелла на биологический факультет. При этом своё хобби Идоко не забросила и реализовывала свой творческий потенциал в театральном кружке. Второй курс в Корнелле стал поворотной точкой в её жизни.
«Я играла роль в постановке «Как вам это понравится», – вспоминает Идоко. – У нас была репетиционная пауза, а я листала биологию, готовясь к экзамену, который должна была сдать на следующий день. И тогда меня осенило: «Что я делаю? То, что мне безумно нравится, прямо у меня перед носом!» После окончания постановки мы с мамой решили отпраздновать в кафе. Я спросила, понравилось ли ей, а она ответила: «Ты была бесподобна!» Я сказала: «Отлично, потому что это – именно то, чем я хочу заниматься в будущем, и я решила перейти с биологического на театральный факультет!» Она предложила мне подумать хорошенько».
«Мне начали звонить родственники – из Квинса и даже из-за океана, – продолжает Идоко. – Мои родные из Германии позвонили со словами: «Если хочет отдохнуть и собраться с мыслями, можешь погостить у нас…» Все, кто получил профессию медика в нашей семье, буквально бомбардировали меня звонками. Я чувствовала, что того и гляди мне объявят настоящую международную войну!
Я подготовила презентацию в PowerPoint, в которой привела все причины, почему мне необходимо сменить биологию на театр, приправила её отзывами из школьной газеты на наши театральные постановки и мою актёрскую игру. Я была готова с боем отстаивать свою точку зрения, когда всё семейство соберётся на Рождество, но выяснилось, что обороняться не потребуется. Я получила письмо от мамы – это было приглашение на пробы в бродвейскую постановку «Король Лев» с припиской: «Я подумала, это может тебя заинтересовать». Я поняла, что она перешла на мою сторону. Словно мама дала мне добро на перемену!»
Окончив университет, Идоко поступила на сценарные курсы и устроилась на работу помощником сценариста на сериале FOX TV «Кости». Её также приняли в престижную программу Disney для начинающих сценаристов. Всё своё свободное время она тренировалась. Идоко никогда прежде не писала сценариев для полнометражных фильмов, поэтому записалась на соответствующий курс. В 2015 году она закончила сценарий по пьесе, которую написала ещё в Корнелле.
В пьесе под названием “Punching Glass” рассказывалось о родственниках, которые сбиваются с ног после неожиданного исчезновения отца семейства. Позднее эту пьесу поставят на сцене Manhattan Repertory Theatre в рамках антологии одноактовых спектаклей. Изначально сценарий назывался “Missing”, позднее Идоко переименовала его, поскольку ей нравилось, как звучит родной город её подруги: Юба, Калифорния.
«Я раздала сценарий своим агентам и начала его рассылать сама в том же году, – вспоминает Идоко. – Я получила много положительных отзывов и даже несколько раз встречалась с продюсерами. В том же году сценарий попал в «Чёрный Список», и это было что-то фантастическое!»
По словам Идоко, сатира на СМИ сделала её богатый и женственный комедийный криминальный детектив ещё более диким и безумным, но при этом интересным и заслуживающим внимания.
«В американской культуре есть общее понимание того, как сюжет должен влиять на аудиторию, и сама аудитория становится важнее тех, кто ее составляет, – считает сценарист. – Из сюжета странным образом вымывается гуманность, чтобы освободить пространство для чувственности. В стремлении привлечь внимание зрителя мы можем невольно забыть о том, что описываемые в сценарии события могли произойти с реальными людьми. В своём сценарии мне, с одной стороны, хотелось проследить путь утрачиваемой гуманности, а с другой – показать, как люди могут использовать известность одного человека, чтобы стать известными самим».
«Я нечасто смеюсь в голос, когда читаю тексты с экрана iPad в одиночестве, но у Аманды были настолько удивительные и откровенно гадкие персонажи, – говорит продюсер Рива Маркер. – Мне понравилось то, что она поставила жанр с ног на голову, поскольку её героини с каждой секундой падали всё глубже и глубже в, казалось бы, бесконечную кроличью нору».
«Мне нравится такая атмосфера в фильмах, – признаётся Идоко. – Я обожаю фильмы братьев Коэнов, и, вне всяких сомнений, черпала вдохновение в их работах. Мне хотелось написать что-то в стиле «После прочтения сжечь».
«Это был один из очень качественно и красочно написанных сценариев, – отмечает Стюарт Форд. – Персонажи были описано настолько колоритно, что невольно представляешь их себе во время чтения».
По словам Идоко, она поняла, что Сью Баттонс будет необычной героиней, когда только собиралась прописывать её характер в сценарии.
«Сью Баттонс изо дня в день повторяет своего рода жизнеутверждающую мантру только лишь потому, что не слышит этих слов в обычной, повседневной жизни, – объясняет сценарист. – Это вполне реалистичная история, потому что люди, доведённые до отчаяния, способны на непредсказуемые поступки, которые следуют друг за другом, как эффект домино».
Фильмы по-тейлоровски
Славу Голливуда ковали классики приключенческого жанра. Джордж Кьюкор, Майкл Кёртиц, Эдвард Дмитрик, Генри Хэтэуэй и многие другие кинематографисты искали себя, переходя от одного жанра к другому. Их талант работы с актёрами и удивительный дар рассказчика подарили нам такие картины, как «Женщины», «Ребро Адама», «Касабланка», «Милдред Пирс», «Это убийство», «Моя милочка», «Округ Рэйнтри», «Поцелуй смерти» и «Ниагара».
Сегодня есть множество кинематографистов, которые продолжают заложенные задолго до них традиции, и Тейт Тейлор – один из них. Он виртуозно жонглирует режиссёрскими приёмами и находит общий язык с любым творческим коллективом, даря зрителям такие фильмы, как «Прислуга» (2011), «Джеймс Браун: Путь наверх» (2014), «Девушка в поезде» (2016), «Ма» (2019) и «Агент Ева» (2020), а теперь и «Дать дуба в округе Юба». Каждый из этих фильмов развлекательный и располагающий к раздумьям одновременно. И зрители всех этих фильмов не могут себе представить, чем картина закончится.
Когда в руки Тейлора попал сценарий Аманды Идоко, они образовали необычный творческий тандем, способный сотворить нечто дикое, поражающее фантазию любого, самого искушённого зрителя.
«Мы с Тейтом очень похожи в эмоциональном плане, так что творческий процесс был лёгким и приятным, – говорит Идоко. – Он генерирует неповторимую радостную энергетику на съёмочной площадке. Я была на съёмках и убедилась воочию – все любят работать под его началом, потому что он организует работу словно в летнем лагере. Мы все вместе, дружно работали над этим проектом! Тейт создаёт очень комфортную и весёлую атмосферу, помогая актёрам раскрывать свой потенциал. Он не только нанимает талантливых специалистов, но и умеет к ним прислушиваться. Это был коллегиальный процесс. Кроме всего прочего, он сам работает в кадре, поэтому позволяет актёрам прочувствовать и понять своих персонажей».
По словам Дженни, роль в фильме «Дать дуба в округе Юба» помогла ей раскрыться сразу с нескольких сторон:
«Тейт давно подыскивал сюжет, в котором я могла бы сыграть главную роль, а я, в свою очередь, искала сценарий, который мог бы заинтересовать его. И сценарий фильма «Дать дуба в округе Юба», кажется, понравился нам обоим. Мы с Тейтом дружим уже довольно давно, так что я не понаслышке знаю, что работать с ним очень весело. Он – выходец из мира импровизации и любит удивляться, не зная, что может произойти в следующий момент. При этом он открыт для любых творческих предложений. Если кому-то не хватает информации, если кто-то из актёров не знает, как его герой поведёт себя в той или иной ситуации, Тейт с ходу расскажет всю предысторию персонажа, потому что давно всё это продумал».
«Тейт допускает импровизацию на съёмочной площадке, – подтверждает Кинг. – Он стремится раскрыть сущность каждого персонажа, но хочет, чтобы актёр сам к этому пришёл. Он сам не только режиссёр, но и актёр. Ему нравится работать с актёрами, но при этом он чётко знает, чего хочет. У него очень мягкий стиль работы, в котором есть множество нюансов. Именно благодаря этим нюансам он и реализует задуманное».
«Тейт сам работает в кадре, – добавляет Норрис. – Он вырос в театральной труппе Groundlings, работал с Мелиссой Маккарти. Ему нравится наблюдать за тем, как в актёре проявляется его персонаж, как герой развивается от сцены к сцене. Я думаю, и актёрам это тоже нравится. А когда на съёмках занят столь звёздный актёрский состав, работать ещё интереснее».
«Впервые я работал с Тейтом в 2003 году над его первым короткометражным проектом, – уточняет Норрис. – Меня удивил его подход к работе – он всегда сосредотачивался на персонажах и на актёрах. Он – яркий представитель школы Роберта Олтмена и Майка Николса. Тейт вселяет в актёров уверенность в своих силах. Он знает материал настолько хорошо, что актёры поневоле начинают ему доверять».
«Мы сняли вместе несколько фильмов, и каждый из них отличался от предыдущего, – добавляет Норрис. – Тейт никогда не повторяется. Сейчас можно окинуть взглядом его фильмографию и найти некоторую закономерность, особенно в отношении женских персонажей. Однако в каждом фильме он стремится затронуть разные жанры, и когда это получается, считайте, что фильм удался».