В новом мультфильме «Герой СамСам» в жизни юного и отважного СамСама есть всё, о чём только может мечтать космический герой: любящие героические родители, супер-друзья и собственная летающая тарелка, на которой можно бороздить просторы галактики… Не хватает только одного – его суперсила пока себя не проявила! В городе появляется новенькая девчонка по имени Мега, которая утверждает, что может пробудить в СамСаме его суперсилу, и тот не может упустить такой шанс. Вместе они отправляются в космическое путешествие. Им предстоит узнать, что дружба и отвага – самые лучшие суперсилы, о которых стоит мечтать. В своем интервью режиссер мультфильма «Герой СамСам» Танги де Кермелем рассказал о разработке проекта, декорациях и работе с создателем персонажей Сержем Блохом. Дата выхода в России «Героя СамСам» – 2 апреля 2020.
Интервью с режиссером Танги де Кермелем
– С чего началось превращение комиксов Сержа Блоха в анимационный телесериал, который стал первой экранизацией истории о СамСаме?
– В 2006 году компания Bayard Group сочла весьма перспективными истории о СамСаме, персонаже комиксов из журнала Pomme d’Api, и подыскивала режиссёра, который бы взялся за экранизацию. На глаза представителям компании попались фильмы, которые я снимал в Японии, и мне предложили принять участие в конкурсе. Они не были уверены, выберут ли они двухмерную анимацию, основываясь на рисунках Сержа, или 3D-анимацию, которая на тот момент делала первые робкие шаги в мире детского ТВ. Я заявил с самого начала, что не специализируюсь на традиционной анимации и не буду участвовать в проекте, если выбор будет сделан в пользу 2D. При этом я был готов на всё, чтобы убедить заказчиков в том, что при помощи 3D-анимации можно добиться фантастических результатов! Я сделал некоторые 3D-наброски, которые понравились и представителям Bayard, и Сержу. Кроме того, Серж сам хотел попробовать вывести созданных им персонажей в новое измерение.
– Что вас привлекло в этих комиксах?
– Мне сразу понравилась космическая вселенная СамСама, которую создал Серж: детские фантастические истории о супергеройских приключениях мальчишки и его друзей. Его родители не всегда могут защитить его, несмотря на то, что в некоторых эпизодах им приходится спасать сына. Но по большей части СамСам предоставлен сам себе: он может лететь в своей тарелке куда ему только вздумается в компании плюшевого мишки. В историях задействованы и другие персонажи, созданные Сержем: диктатор планеты Марс Марсианец Первый, космические пираты, несколько монстров. Однако в центре любого из эпизодов находятся всё же школа СамСама, его друзья и родители.
Несмотря на то, что вселенная достаточно мала, но её хватает для того, чтобы рассказывать самые разнообразные истории. Я понимал, что без труда смогу снять 52 эпизода, каждый из которых будет своеобразным мини-фильмом, а темы не будут повторяться. В своих комиксах Серж затрагивает многие темы детской психологии в весьма позитивном ключе. Компания Bayard уделяет этому особое внимание – каждый персонаж должен помогать юным зрителям взрослеть. В противостоянии СамСама своим оппонентам прослеживаются универсальные детские страхи, такие как страх темноты или боязнь описаться ночью. Со всеми подобными неприятностями главный герой справляется в атмосфере вселенной и неисследованных планет, населённых монстрами и пиратами.
– Принимал ли Серж Блох участие в разработке визуальной составляющей сериала?
– Мы не были до конца уверены, понравится ли ему 3D-версия придуманных им персонажей. Его рисунки о приключениях СамСама сильно отличаются друг от друга: размер ушей персонажа варьируется, иногда нос длиннее, а иногда – короче и так далее. Словом, графика у Сержа весьма спонтанна.
Мы создали небольшую группу, которая занималась адаптацией комиксов в 3D. В эту команду я пригласил художника Эрика Гуильона, который создавал многих анимационных персонажей, включая миньонов из фильма “Гадкий я”. В своё время мы часто работали с ним в рекламном бизнесе, так что не было ничего необычного в том, что я предложил ему поработать вместе над адаптацией комиксов. Мы вооружились карандашами и начали изучать рисунки Сержа, пытаясь привести многочисленные итерации СамСама к единому знаменателю. Сперва мы нарисовали героя в двух измерениях, чтобы определиться с пропорциями, размером ушей и так далее. Затем то же самое мы проделали с его родителями, с пиратами и всеми другими персонажами. Мы показали свои наброски Сержу, поскольку его мнение было последней инстанцией. Серж сказал: «Слушайте, парни. Я думаю, это потрясающе и доверяюсь вам всецело. Я нарисовал комикс, но ничего не смыслю в 3D. Так что дерзайте!» Он предоставил нам полную свободу действий в плане переноса созданного им мира в новое измерение. Мы работали в атмосфере абсолютного доверия, и Серж всегда был готов нам помочь, если в процессе проработки 3D-моделей появлялись вопросы и сложности.
Затем мы обратились за помощью к скульптору Иву Видалю, чтобы тот сделал статуэтки по нарисованным нами 3D-моделям. Их было намного удобнее показывать Сержу, чем 3D-персонажей на экране компьютера, поскольку промежуточные экранные изображения кажутся безжизненными и непривлекательными до тех пор, пока работа не доведена до конца. Красочные статуэтки давали исчерпывающее представление о том, как в конечном счёте будут выглядеть герои на экране. Ив вылепил статуэтки родителей, пиратов, монстров, словом, почти всех персонажей сериала, регулярно консультируясь со мной и с Эриком Гуильоном. Статуэтки мы представили на суд Сержа, который утверждал каждую из них, одну за другой. Этот процесс занял у нас около шести месяцев.
Нам также нужно было договориться о выдержанной палитре для сценария, поскольку иногда Серж окрашивал мир в красный цвет, а иногда – в оранжевый! Мы оговорили постоянный цвет для каждого элемента мира будущего сериала, включая каждого персонажа. Например, СуперДжули одета во всё розовое с головы до пят, одежда СвитПи1 зелёная, костюм СамСама красного цвета и так далее. Именно поэтому всё вокруг СамСама в красном цвете – и его космолёт, и его игрушки, и мебель в его комнате. По аналогии, скутер СвитПи зелёного цвета, а летающая тарелка СуперДжули – розовая. Мы использовали этот универсальный визуальный эффект, чтобы внести некий порядок в созданный Сержем мир, даже если этот мир в 3D. Кроме того, мы добавили его фирменную чёрную окантовку, рисуя некоторые фоновые элементы на стенах, а не создавая трёхмерные объекты. Примером этого могут послужить цветы в доме родителей СамСама.
– Принимал ли Серж Блох участие в работе над сценарием сериала?
– Разумеется. Перед тем, как приступать к написанию сценария сериала, мы составили своеобразную библию будущего проекта. В ней указывалось детальное описание всех персонажей, их характеров и особенностей, а также и всего мира, в котором происходят события. Впоследствии эта библия стала важнейшим инструментом при работе над сценариями каждого из эпизодов сериала. В этот период Серж принимал самое активное участие в работе. Он хотел убедиться в том, что линия повествования и отношения между героями сохранятся теми же, что были в комиксах. Он помогал нам разобраться в том, как устроена СамПланета, в школьном уставе, в том, как общаются дети, в пиратском сообществе и так далее. Если сценарист не был уверен, должны ли быть пираты опасными или отвратительными или это просто банда неудачников, он заглядывал в библию. Короче говоря, все детали будущего проекта были расписаны в этом документе в мельчайших подробностях и одобрены аудиовизуальными и редакторскими отделами компании Bayard.
– Фильм “Герой СамСам” – это приквел серила? Ведь диктатор Марса Марсианец Первый и СамСам пока ещё не встретились, а в сериале они давно знают друг друга…
– Так и есть, события фильма разворачиваются до событий, описываемых в сериале. В нашей истории СамСам в принципе знает о Марсианце Первом, поскольку родители предупреждают его: «Держись подальше от Марса, там опасно!» Зрители понимают, что диктатор может представлять угрозу СамПланете. Возможно, родители уже несколько раз спасали СамСама от неприятностей, именно поэтому детям запрещают летать и исследовать эту планету. Однако основная линия сюжета рассказывает о мечтах СамСама обрести суперсилу, в то время как в сериале он уже обладает суперспособностями. В сериале он, конечно, всё равно ходит в космическую школу героев, но уже обладает необычайно острыми слухом и зрением и достаточно силён, чтобы отталкивать метеориты. Словом, он уже стал настоящим космическим героем! В фильме СамСам учится в школе, но пока не обрёл свою суперсилу, и это его, конечно же, не может не беспокоить.
– Какие новые темы вы затрагиваете в фильме?
– Сначала сценарист Жан Реньо побеседовал с Сержем, чтобы определить главные составляющие всех историй о СамСаме. Жан специально решил не смотреть ни одной серии телесериала, чтобы не загружать голову уже отснятыми ранее сюжетами. После этого Жан и Валери Мажи продумали, какие персонажи им потребуются для сюжета будущего фильма. Была выбрана основная тема картины: ребёнок, мечтающий побыстрее вырасти, обрести независимость и освободиться от постоянного родительского надзора. Спасением СамСама стало бы обретение суперсилы. У Меги, новой героини, которая ни разу не появлялась в сериале, ситуация куда более сложная. Её отец – диктатор планеты Марс, а мать – властная женщина, одержимая музыкой. У СамСама, наоборот, замечательные родители, удивительная комната, много игрушек, плюшевый супермишка, отличные друзья, так что ему можно только позавидовать.
Единственное, что его по-настоящему беспокоит, – поиск своей суперсилы.
В то же время мы видим бедную маленькую Мегу. Она живёт на Марсе, как в темнице, ведь ей запрещено покидать дворец. Мать заставляет её заниматься пением, в её комнате нет ни одной игрушки – одни партитуры. Мега коротает дни в уединении на вершине башни и понятия не имеет о том, что где-то существуют другие дети, которые умеют веселиться. Ей даже запрещено смеяться, потому что смех вызывает у отца мигрени! Мы сыграли на контрасте между мирами двух главных героев: один живёт замечательной жизнью, другая несчастна, но у обоих есть проблемы, которые нужно решать! Встречаясь, наши герои помогают друг другу. Однако, чтобы подружиться с новыми знакомыми, Меге приходится врать. Вообще, тема вранья – одна из ключевых в сюжете. Обстановка в семье Меги настолько нестабильна и накалена, что обман становится для неё неотъемлемым средством существования. Она вынуждена врать родителям, а затем – детям на СамПланете. Сама того не желая, Мега своим обманом вредит очень многим.
– Расскажите о технических и художественных преображениях персонажей и мира СамСама при переходе от телесериала к полнометражному фильму.
– Первые эпизоды сериала снимались 12 лет назад. С технической точки зрения мы не могли использовать уже отснятые материалы с современным программным обеспечением, на котором работает студия Mac Guff, чтобы получить кинематографическое качество. Компания Blue Spirit, которая работала над первыми двумя сезонами сериала и вскоре возьмётся за третий, – тоже очень хорошая студия, но она специализируется именно на телевизионных проектах. Работая с Mac Guff, нам было понятно с самого начала, что придётся начинать с нуля. Я хотел, чтобы с самых первых минут фильма аудитория поняла, что это необычное зрелище было создано специально для киноэкрана, а не просто три эпизода сериала склеили воедино.
По совету Mac Guff, я предложил персонажа студии Folivari в надежде привлечь внимание продюсера с хорошим опытом в области полнометражной анимации, который помог бы нам превратить телевизионного персонажа в кинематографического на стадии разработки сценария и работы над изображениями.
Используя опыт студий Mac Guff и Folivari, я разработал новые модели персонажей, все элементы которых были более проработанными и качественными. Мы немного изменили пропорции СамСама, удлинив конечности – персонаж немного сбросил в весе. Таким образом, стало казаться, что он стал немного выше, несмотря на то, что действие фильма происходит до событий сериала. Кроме того, мы хотели, чтобы он стал привлекательным для более взрослой аудитории. Целевая аудитория сериала – дети в возрасте от 3 до 6 лет, а с новой графикой в фильме мы сможем заинтересовать детей вплоть до восьми лет. Перерабатывать персонажей для фильма мы начинали с изучения раскадровок сериала. Это позволяло нам менять то, чего мы не могли себе позволить, когда работали над сериалом.
– Например?
– Скажем, мы уменьшили размеры голов персонажей и сделали их руки длиннее, получив больший фарватер для анимационных манёвров, чем в сериале.
– Костюмы персонажей тоже выполнены с дополнительными текстурами, например, плащ СамСама…
– Так и есть. Это было необходимо – в кино картинка должна быть более детальной. Мы существенно проработали панораму города, в котором СамСам живёт со своими родителями. Декорации стали более масштабными. Кроме того, мы добавили растительности, но по-прежнему использовали тёплую цветовую гамму. Новые элементы появились во всём. Например, в гостиной родительского дома книжные шкафы стали трёхмерными. Впрочем, декорации выполнены всё в том же футуристическом стиле 1950-х и 1960-х и, разумеется, в универсальной цветовой гамме СамСама. Декорации мира Марсианца Первого также претерпели существенные изменения.
– Расскажите подробнее о новых декорациях.
– Даже закончив сценарий, мы продолжили работать над историей во время создания раскадровок – нужно было придумать новые декорации для новой истории. Именно поэтому я упомянул мир Марсианца Первого: мы многое придумали для его мира, чего не было ни в комиксах Сержа, ни в сериале. Например, дворец, который снаружи выглядит, как гигантская статуя самого диктатора. Внутри мы продумали систему лифтов и тоннелей, которые напоминают кишечник этой статуи. При помощи этой системы Марсианец мог попасть в свои личные апартаменты или в свою секретную лабораторию. Каждую новую «декоративную» идею мы обсуждали с художником-постановщиком и раскадровщиком Маэлем Ле Галлем – он должен был подтвердить, что новинка поместится в кадр и не нарушит целостности сцены.
Размеры дворца-статуи и обширные интерьеры позволили мне немножко пофантазировать – я решил, что вершина дворца может скрываться за облаками, поэтому апартаменты семейства Марсианца не видны рядовым жителям с поверхности планеты. Ничего удивительного в том, что диктатору удавалось прятать от всех жену и дочь. Мы подчеркнули кардинальные различия между Марсианцем и его супругой, разделив их семейную гостиную на две части.
Марсианец не имел права ступать на пол половины супруги, даже пальцем не смел притрагиваться! Женская часть комнаты напоминает будуар с маленьким белым диванчиком и синими шторами и выгодно контрастирует с типичными для марсиан зелёными и серыми оттенками.
– Насколько изменилась анимация, если сравнивать фильм и сериал?
– На анимацию фильма у нас ушло в четыре раза больше времени, чем на анимацию сериала. Качество того требует, но изменения оказали позитивный эффект и на художественную, и на техническую составляющие франшизы. Кинематографический формат позволил сделать каждую сцену более масштабной – зрители буквально окажутся в самой гуще событий.
– Можно ли сказать, что персонажи фильма могут похвастаться более богатой мимикой, чем их сериальные прототипы?
– Так и есть, анимация фильма на порядок более детальная, чем в сериале. У нас появилось намного больше средств управления мимикой персонажей. Перемещая специальные маркеры, мы могли менять не только положение тела персонажа, но и его мимику, и в работе над фильмом таких маркеров было в десять раз больше. Например, Мега уже не довольствуется одной универсальной грустной гримасой, мы смогли показать, что героиня раздосадована и раздражена, когда ей приходится врать СамСаму. Мы могли варьировать эмоции по степеням отражения, соответственно персонажи станут более реалистичными в глазах зрителей.
– Над танцевальными сценами вы работали с профессиональным хореографом. Как вы переносили движения танцора на персонажей?
– Я попросил хореографа Веронику Брюнель обратить особое внимание на пропорции наших юных героев, особенно на их «крохотные короткие ножки». Мы сняли её движения на видео, которое впоследствии смотрели аниматоры, когда работали над танцевальными сценами. Если бы мы использовали технологию захвата движений, не смогли бы достичь требуемого уровня реалистичности.
– Расскажите о своей работе с композитором Эриком Невё.
– Эрик недавно написал музыку к анимационному фильму “Зомбиллениум”, а вообще за свою карьеру работал над саундтреками ко многим популярным сериалам.
Работая над сериалом о СамСаме, мы черпали вдохновение в джазе 1970-х, поскольку нам казалось, что фантастическая вселенная хорошо сочетается с ретро-футуристическим музыкальным стилем. На нашей первой встрече я объяснил Эрику, что хочу создать джазовую атмосферу, но не привязываться к творчеству таких мэтров джаза 70-х, как Лало Шифрин. Такая привязка могла сузить спектр эмоций, вызываемых у зрителей. Мы не могли использовать и симфоническую музыку, которая звучит во многих голливудских блокбастерах: монументальный саундтрек попросту раздавил бы хрупкую вселенную СамСама. Эрик просмотрел уже готовый отрывок фильма и предложил множество вариантов. Он пробовал самые различные джазовые стили, а иногда музыка напоминала рок. Все эти варианты мы обсуждали с ним вместе, пытаясь найти идеальный стиль музыкального сопровождения фильма. Я выбрал и сгруппировал композиции, которые, как мне казалось, наилучшим образом дополняют сцены на планете Марс, сцены на СамПланете и сцены космических приключений – они-то и определили музыкальную тональность картины.
Для сцен на СамПланете и, в частности, в доме родителей СамСама будет звучать яркий, позитивный, умиротворяющий джаз. Для Марса мы решили создать атмосферу диктатуры при помощи традиционной армейской музыки. В космосе саундтрек будет меняться на джаз с небольшими вкраплениями электронной музыки. Затем нам пришлось адаптировать музыку, чтобы она соответствовала эмоциям персонажей и гармонично дополняла события, происходящие на экране. Все музыкальные темы оригинальные и были написаны специально для фильма. Единственным элементом, который мы перенесли из сериала, стал «Египетский марш» Штрауса, сопровождающий марсианские военные парады!
– Что в работе над фильмом вам больше всего понравилось, и что было сложнее всего?
– Наша цель заключалась в том, чтобы создать насыщенную, приятную для глаза картину со множеством неожиданных сюжетных поворотом, но при этом сохранить верность стилистике вселенной СамСама. Для достижения этой цели нам пришлось немало времени потратить на планирование освещения сцен, чтобы подчеркнуть текстуры, выделить основные драматические и эмоциональные моменты в каждой из сцен. Повторюсь, мы использовали настоящее кинематографическое освещение, наши специалисты работали точно так же, как осветители операторской группы на съёмках игрового кино. Сейчас, посмотрев фильм несколько раз на большом экране, я не без гордости могу отметить, что наши усилия окупились сторицей и поставленные нами задачи решены.
– Какой вы видите реакцию на фильм фанатов СамСама?
– Надеюсь, они узнают доброго и позитивного героя, которого уже успели полюбить. Хочется верить, что мы приятно удивим фанатов, особенно с учётом того, что их ждёт путешествие в новые места на Марсе и знакомство с героями, которых они пока не видели.
– Можно ли предположить, что мы увидим новых персонажей из фильма в третьем сезоне сериала?
– Мы сейчас как раз думаем над этим. Вполне возможно, что мы покажем, как Марсианец Первый развёлся со своей первой женой, которая забрала их дочь с собой. Её нельзя осуждать, потому что Марсианец – настоящий дурак (смеётся). Это объяснило бы, почему Марсианец живёт на своей планете в одиночестве, как было показано в предыдущих эпизодах сериала.
Читайте интервью с режиссером мультфильма «Герой СамСам» (2019) Танги де Кермелем и узнайте много интересного о новой анимационной комедии.