В своем интервью режиссер фильма “Аферистка” (2021) Дж. Блэйксон рассказывает о концепции картины, идее и съемках. По сюжету, Марла (Розамунд Пайк) руководствуется принципом «Побеждает сильнейший». Она искусно пользуется людьми, прикрываясь заботой о них, безнаказанно обдирает своих богатых клиентов за счет редкого обаяния и немалой доли цинизма. Но её новая подопечная не так проста, как кажется, и сладкая жизнь аферистки скоро превратится в игру на выживание. Премьера фильма “Аферистка” (2021) состоялась на Международном кинофестивале в Торонто.
Интервью с режиссером Джеем Блэйксоном
— Как к вам пришла идея фильма? Как родился сюжет?
— Всё началось с того, что в новостях я увидел сюжет о социальном работнике, который использовал лазейки в законе в своих корыстных целях. Я был в ужасе. Представьте, что в одночасье на пороге вашего дома окажется человек с листом бумаги в руках, которой даёт ему полный контроль над вашей жизнью. Одна только эта мысль пугала меня, и, кажется, она вполне актуальна. Мне было интересно исследовать и другие темы – власть авторитарности, противоборство общества и прибыли, подчинения и свободы, гуманности и бюрократии. Ситуация напомнила мне книгу Кафки «Процесс». Я просто должен был изучить эти вопросы.
В то же время мне хотелось снять фильм про амбициозность. О том, как весь мир рассматривает и оценивает успех. О сделках с совестью, на которые идут те, кто стремится к успеху и богатству. О том, как сильные мира сего получили своё богатство и власть. Что за грани им приходилось пересекать в неуклонном стремлении к успеху? И каков был сопутствующий ущерб на их пути к удаче и власти?
Я начал прикидывать, по какому сценарию могла бы развиваться история об амбициозной, настойчивой опекунше, которая стремится лишь к успеху и богатству. Её волнуют только её собственные желания. Предприимчивая девушка идёт по стопам самых успешных людей в истории человечества. Она обманывает систему, ловко обходит нормы права, технически не нарушая закон, и в итоге получает желаемое.
Всё вышеперечисленное я видел в формате криминального триллера. Марла напоминает мне гангстера – она пользуется уязвимостью слабых в своих корыстных целях. Поэтому я хотел ввести ещё один поворот сюжета, столкнув Марлу с настоящим преступником – безжалостным, амбициозным, чуждым морали. Словом, таким, с которым лучше не ссориться. Мне было интересно, несколько далеко каждый из них зайдёт, стремясь к своей цели.
— Надеетесь ли вы, что фильм привлечёт внимание общественности к такой, вне всяких сомнений, важной теме, как уход за стариками?
– К сожалению, мы во многом игнорируем старших и относимся к ним без должного уважения. Мы никак не можем провести параллель между стариками и нашим собственным будущим. Не можем или не хотим. Преклонный возраст мы воспринимаем как некую проблему, которую можно и должно решать. Мы игнорируем стариков, забывая о том, что каждый из них – уникальная личность, живущая в той или иной степени своей насыщенной жизнью. В фильме Марла говорит: «Не стоит недооценивать стариков», поскольку каждый из живущих в домах престарелых прожили разные, порой весьма интересные жизни. Мы же забываем об этом. Наглядный пример тому – Дженнифер. Поначалу она кажется типичной «милой старушкой». Однако со временем становится ясно: Дженнифер настолько же удивительный персонаж со спорными морально-нравственными устоями, что и Марла.
Надеюсь, фильм наглядно покажет, что всем нам надо морально готовиться стареть. Нередко представители старшего поколения становятся жертвами мошенников. И всем нам стоит задуматься над этим и быть готовым к защите. Это касается не только наших престарелых родственников, но и нас самих.
— Расскажите о персонажах фильма.
— В начале фильма Марла говорит: «Хороших людей не бывает». Я бы добавил, что и плохих людей не бывает. Все мы просто люди. Мы способны и на хорошие поступки, и на плохие. Нередко случается, что мы делаем и то, и другое одновременно.
Мне нравится наблюдать за персонажами, застрявшими на пограничной полосе между добром и злом. Они завораживают меня. Возможно, мы не можем оправдать их поступки. Но это не значит, что герои становятся от этого менее очаровательными и интересными.
Обожаю создавать ситуации, в которых зрители сами не понимают, за какого из персонажей им следует переживать. Иногда удаётся заставить аудиторию сменить свои предпочтения по мере раскрытия сюжета. Мне это нравится, потому что в реальной жизни всё точно так же. Бывает, что человек, которым ты восхищаешься, совершает нечто ужасное – когнитивный диссонанс неизбежен. Здравый смысл подсказывает: «Это невозможно, он просто неспособен на это, никогда прежде он ничего подобного не делал». Но в реальности человек может совершать любые чудовищные поступки, даже тот, кто вам нравится, кто вызывает восхищение. А иногда случается обратное – люди, которые могут сначала вызывать неприязнь, совершают прекрасные поступки. Это выбивает из колеи.
Я думаю, кинематограф во всём своём многообразии запрограммировал зрителя проникаться симпатией к успешным героям, особенно в фильмах про амбиции. История и общество учат нас уважать успешных людей, не задумываясь о том, каким путём человек пришёл к своему успеху, забывая обо всех его недостатках. Наверное, зрители нашего фильма будут удивлены, когда мы покажем Марлу в неприглядном свете, хотя всеми её качествами нас учили восхищаться – целеустремлённостью, настойчивостью, силой и бесстрашием. Более того, неприятное ощущение может преследовать зрителей даже после того, как они покинут кинозал.
— Какие выводы, по вашему мнению, сделают зрители после просмотра фильма?
— Я надеюсь, что зрителям понравится наш фильм, они расскажут своим друзьям и родственникам, насколько он им понравился. Я надеюсь, что «Аферистка» заставит зрителей задуматься и породит жаркие дебаты. Надеюсь, спорить будут не только о фильме, но и о вопросах, которые картина затрагивает. Хочется верить, что зрители вспомнят, что использование людей в корыстных целях порочно и недопустимо. Знаю, это звучит как прописная истина. Мне кажется, что сейчас это происходит сплошь и рядом, и это касается не только социальных органов опеки и попечительства. Мы понимаем, что происходит, но ничего не делаем, чтобы это прекратить. Если прецедент не касается нас лично, мы без труда игнорируем его. Настало время это прекратить. Надеюсь, что те, кто посмотрит наш фильм, уже не смогут с лёгкостью проходить мимо вопиющих случаев несправедливости.
Сюжет
«Главный герой фильма «Аферистка» – социальный работник Марла Грэйсон, – рассказывает продюсер Тедди Шварцман. – По долгу службы она должна заботиться о беспомощных стариках, но вместо этого она со своей партнёршей Фрэн устраивает аферы, чтобы отрезать старика от внешнего мира, заточив в дом престарелых, захватить контроль над его финансами и оставить своего подопечного без копейки. Марла и Фрэн выискивают наиболее перспективную жертву, и им кажется, что таким идеалом станет женщина по имени Дженнифер Питерсон. Казалось бы, мошенническая схема беспроигрышна, однако напарницы не учитывают, что Дженнифер – не такая уж милая старушка, какой кажется на первый взгляд. Она тщательно скрывает своё мрачное прошлое, в частности – то, что ее сын Роман связан с преступным миром».
Начало работы над фильмом
Сценарист и режиссёр Джей Блэйксон вспоминает: «История о профессиональном социальном работнике по имени Марла Грэйсон родилась после того, как я услышал в новостях о каком-то реальном опекуне из Америки. Попытка загуглить превратилась в падение в кроличью нору – я прочитал множество историй и был в шоке оттого, насколько ужасные творятся события. Страшнее всего то, что действия опекунов совершенно легальны – они пользуются лазейками в законе. Кроме того, у меня появился повод исследовать многие темы, которые всерьёз интересовали меня – амбициозность, Американская Мечта и превращение человека в некое подобие товара. История началась с этого. Я набросал сюжет, и он вскоре превратился в сценарий. Я отправил его Тедди Шварцману в компанию Black Bear».
«Впервые я познакомился с Джеем Блэйксоном и его творчеством на Международном кинофестивале в Торонто, – рассказывает Тедди Шварцман. – Я попал на премьеру фильма «Исчезновение Элис Крид» и был поражён до глубины души. Мы побеседовали с Джеем и практически начали работу над фильмом «Игра в имитацию». Но Джей ушёл из проекта, а Black Bear выкупила права на экранизацию. Мы продолжили диалог, и однажды Джей предложил мне почитать свой новый сценарий. Это был захватывающий, необычный и достаточно мрачный, но при этом увлекательный проект, исподволь критикующий несовершенство современного мира. Моя команда, включая меня самого, влюбилась в этот проект, и мы с Джеем договорились во что бы то ни стало оживить Марлу Грэйсон – одного из самых необычных антагонистов из всех, каких я только могу вспомнить».
«Мы в Black Bear стремимся создавать уникальный контент, которого никто никогда прежде не видел, – отмечает Хэймлер. – Мы пытаемся привнести что-то новое в классическое жанровое кино. Сценарий фильма «Аферистка» предлагал совершенно неожиданный подход к жанру триллера, а главная героиня не была похожа ни на одного другого персонажа. Во всяком случае, ни подобных сценариев, ни похожих героев мы припомнить не могли. Немалую роль сыграл невероятный талант Джея, который был готов занять режиссёрское кресло».
«Когда сценарий был утверждён, оставалось дело за малым – найти нашу Марлу», – добавляет Блэйксон.
«Слухи о сценарии быстро расползлись по Голливуду, – вспоминает продюсер Бен Стиллман. – Через несколько недель позвонил агент Розамунд Пайк со словами: «Она прочитала сценарий фильма «Аферистка» и заинтересовалась ролью Марлы Грэйсон». В разговоре с Пайк Джей понял, что актриса всецело разобралась в роли Марлы, докопавшись до самой сути персонажа. Она осознала, чем движима Марла, и определилась, как сделать эту героиню неповторимой. Актриса решила, что Марла не должна нравиться зрителю. Она собиралась сыграть эту роль так, чтобы от неё нельзя было оторвать глаз».
«Это самый оригинальный сценарий из всех, которые попадали ко мне за последнее время, а, может быть, самый оригинальный их всех, что я читала, – признаётся Розамунд Пайк. – Я никогда ничего подобного в кино не видела и подумала: «Я просто обязана сыграть эту роль. Она создана для меня». В Марле было всё, что я так хотела видеть в героинях кино, хотя эти качества, как правило, доставались героям-мужчинам – безжалостность, амбициозность и, что главное, не отягощённая угрызениями совести целеустремлённость. Марла нацелена на победу. Она стремится побольше заработать. Её совершенно не смущает то, что она будет выглядеть в неприглядном виде. Словом, все качества, которые никогда не считались женственными, есть в Марле с избытком. При этом за ней интересно наблюдать. Да, пожалуй, она непривлекательна, но мы любим её, мы переживаем за неё, мы готовы последовать за ней, куда бы она ни направлялась. Она шокирует нас, но нам нравится быть шокированными».
«Всё начинается со сценария, – добавляет Питер Динклэйдж. – По прошествии многих лет в кино, перечитав множество сценариев, ты знаешь, заинтересует тебя проект или нет уже на пятой странице. У Джея очень необычный стиль повествования – персонажи буквально оживали на страницах. Это настоящий подарок для актёра, когда персонажей можно практически увидеть воочию. Каждый из них уникален и кардинально отличается от всех остальных».
Тональность фильма
«Марла действительно заботится о своих подопечных, – рассказывает Джей Блэйксон. – Только вот качеству заботы она предпочитает количество опекаемых и по-настоящему не переживает за них».
«У неё много пациентов преклонного возраста, о которых она «заботится», но при этом ей совершенно чужды нормы морали, – добавляет Розамунд Пайк. – Она без зазрения совести обманывает своих подопечных, а вовсе не защищает их интересы. Кроме того, хотелось обыграть видимость добродетели, с которой мы сталкиваемся повсеместно, – люди отчаянно стремятся показать нам, насколько они заботятся обо всём на свете, хотя на самом деле им есть дело только до себя».
«Мы целенаправленно смешали сразу несколько жанров, – продолжает Блэйксон. – Картина получилась довольно легкой и ироничной, но в то же время очень мрачной. Многие совершают спорные с этической точки зрения поступки, и мы хотели подчеркнуть, что многим это аморальное поведение вполне импонирует. Так что получилось создать игривую атмосферу, хотя зрители и не одобряют того, чем заняты герои. Я думаю, вы всласть повеселитесь, наблюдая за тем, какие чудовищные поступки совершают персонажи фильма. Но после просмотра вам, возможно, будет не по себе из-за того, что вы так веселились».
«Атмосфера фильма была вполне конкретной, и все актёры должны были её прочувствовать, – добавляет Пайк. – Больше того, ею должны были проникнуться все специалисты закадровой команды. Местами фильм очень смешной, но всегда за ширмой комичности просматривается горькая правда реальности. С самого первого съёмочного дня я поняла, что мы все на одной волне – и оператор, и художники, и костюмеры, и, конечно же, Джей, который, вдобавок ко всему, написал сценарий. Уж он-то точно знал всё об атмосфере и жанре. Именно такой я себе и представляла картину, когда впервые читала сценарий. Фильм должен был получиться дерзким, мрачным, забавным, своеобразным, а местами даже грубоватым. Я думаю, нам удалось создать требуемую атмосферу. Нам было интересно и весело работать, хотя вопросы в картине затрагивались отнюдь не шуточные. Кроме того, всех нас интересовал парадокс невероятного и очевидного, которые частенько меняются местами».
«Тут дело даже не столько в атмосфере, сколько в различных оттенках, – добавляет Питер Динклэйдж. – Фильм смешной, но не наигранный. Мы просто играли реалистичные сцены, как они были прописаны в сценарии, и уже зрителю решать, смешна та или иная ситуация или нет. Именно это мне и понравилось в сценарии. Такие истории можно преподнести по-разному. Можно сделать акцент на комическом элементе, а можно снять всё в мрачных тонах, где места юмору не останется вовсе. Мне кажется, мы больше склонялись в сторону юмора, но не навязывали комичные ситуации зрителю. Этот баланс мне всегда импонировал. Смешные ситуации были естественными, что случается крайне редко. По моему мнению, когда сценарий проходит через слишком много глаз и слишком много рук, из него вымывается всё ценное. Но этот сценарий родился в воображении самого режиссёра. Джей видел историю предельно ясно от начала и до конца и смог передать это нам. Все мы отлично знали, какой фильм снимаем».
«Когда я впервые прочёл сценарий, он напомнил мне по тональности сценарий братьев Коэнов, который не так-то просто экранизировать, – говорит актер Крис Мессина, сыгравший в картине адвоката. – Он довольно мрачный – ты не на шутку боишься за свою жизнь и переживаешь за своих близких. Но в следующую секунду случается какая-то нелепость, и ты уже безудержно смеёшься в голос. Соблюсти этот баланс очень непросто. К счастью, Джей Блэйксон очень талантлив, и ему это удалось. Он досконально знал историю, и уверенно, но при этом достаточно мягко, держал бразды правления на съёмочной площадке. Он никогда не форсировал комедию и не нагнетал мрака. Джей даёт актёрам возможность найти себя в своей роли, и в результате все мы справились с порученными нам амплуа».