Кольская сверхглубокая скважина – самый масштабный секретный объект страны. В 1984 году на глубине более 12 километров были записаны необъяснимые звуки, напоминающие крики и стоны множества людей. После этих событий объект был закрыт.
Небольшая исследовательская группа ученых и военных отправляется под землю, чтобы узнать, какую тайну скрывает глубочайшая скважина в мире. То, что они обнаружили, представляет огромную угрозу для человечества. Теперь будущее всего мира находится в их руках. 4 ноября 2020 года на российские экраны выходит фильм “Кольская сверхглубокая”. Узнайте о кастинге актеров, сюжете и съемках одного из самых ожидаемых триллеров года.
Немного истории
Бурение Кольской экспериментальной опорной сверхглубокой скважины (СГ-3) началось 24 мая 1970 года неподалеку от города Заполярный Мурманской области близ озера Вильгискоддеоайвинъярви. Главное отличие Кольской сверхглубокой от других скважин заключалось в том, что ее бурили исключительно с научными целями, в частности, чтобы получить подтверждение верности теоретических моделей строения нижних слоев земной коры.
В разные годы здесь работало 16 исследовательских лабораторий. Изучение пород заставило ученых пересмотреть представления о строении земной коры. В частности, на глубине более 9 километров были обнаружены многочисленные трещины, заполненные водой, хотя в теоретических выкладках там должны были быть монолитные породы. Кроме того, были найдены окаменевшие микроорганизмы, чей возраст превышал 2,8 млрд лет, и метан в высокой концентрации. Все это опровергало существовавшие теории о возникновении жизни и версии о том, что нефть и газ имеют биологическое происхождение.
Кроме того, как рассказывал директор Научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая» Давид Губерман, температура в недрах оказалась гораздо выше ожидаемой. Если на глубине в 7000 метров она была 120 °С, то на глубине в 12 000 метров она составила аж 230 °С. Объяснить такой резкий скачок температуры ученые не смогли.
Закрытие скважины связывают и с легендой, которую подхватили и растиражировали западные СМИ. Ученые опустили в скважину на глубину 12 тыс. метров микрофон и записали странные звуки, похожие на стоны и крики сотни людей. Так появилась легенда о том, что ученые невольно откопали «колодец в ад». Неожиданно высокая температура в глубине земных недр лишь подогревала эту идею.
И когда однажды Давида Губермана попросили прокомментировать эти слухи, он ответил так:
«С одной стороны, это чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу утверждать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно, был зафиксирован очень странный шум, потом — взрыв. Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось».
Создатели фильма “Кольская сверхглубокая” предлагают свою версию возможных событий на уникальном объекте.
О фильме
Идея фильма принадлежит сценаристу Виктору Бондарюку. Своей задумкой он поделился с продюсером Сергеем Торчилиным (“Домовой”, “Днюха”, “Неадекватные люди 2”, “Гуляй, Вася 2”).
«Изучая историю Кольской сверхглубокой скважины, я удивился: произошедшие там события привлекли внимание многих мировых СМИ. Тем не менее, документы, связанные с разработками Кольской, до сих пор под грифом «Секретно», – рассказывает Сергей Торчилин. – Я сам отправился к тем местам. И чем больше я узнавал, тем четче понимал потенциал проекта. На мой взгляд, легенда о Кольской – отличный хай-концепт, чтобы сделать крепкую жанровую картину».
В течение последующих нескольких лет создатели фильма провели большую исследовательскую работу: изучали документы, касающиеся бурения скважины и деятельности исследовательских лабораторий, встречались с многочисленными консультантами – историками, медиками, военными и даже представителями спецслужб. Авторы картины побывали в Мурманской области и на самом объекте. Накопленный материал послужил основой сразу для нескольких вариантов сценария, каждый из которых подробно обсуждался.
На этапе подготовки финальной версии сценария к проекту присоединился режиссер Арсений Сюхин. Интернет-аудитории он известен как создатель ярких жанровых короткометражных фильмов “Переход” и “Тяжелое похмелье”.
«Режиссеров, работающих в жанре комедии, драмы или, скажем, спортивной ленты, можно разделить на три группы: топовые, те, у кого иногда получается, и те, у кого никогда не получается, – размышляет продюсер Сергей Торчилин. – В случае с таким жанром, как мистический триллер, все сложнее. Потому что в отечественном кинематографе таких картин практически нет. Даже наличие жанровых «коротких метров» для меня было более важным критерием оценки режиссера, чем послужной список в других жанрах». «Арсений умеет выстраивать саспенс без всего того лишнего, – продолжает Торчилин. – Он создает его именно за счет правильного нагнетания нужной атмосферы, правильной постановкой камеры, правильной работы с актерами. Все это – то, что и нужно было, чтобы “Кольская сверхглубокая” стала интересным фильмом».
Арсений Сюхин был особенно рад присоединиться к проекту.
«Как уроженец Кольского полуострова я не мог не знать о такой достопримечательности родного края, – рассказывает режиссер. – Нам о Кольской сверхглубокой скважине рассказывали еще в школе. Поэтому было интересно, оттолкнувшись от реальных событий, предложить свою, пусть и фантастическую историю, которая не только соответствовала бы стандартам жанрового кино, но была бы при этом про нашу страну, про наших людей и для наших зрителей».
Актеры, занятые в фильме, отмечают то, насколько режиссер «болел» проектом. «У нас с Арсением иногда были рабочие разногласия, но это очень сильно помогло и мне, и ему, – признается актриса Милена Радулович. – Разные творческие подходы и идеи помогают постоянно находиться в поиске ответов на вопросы друг друга и добиваться лучшего результата».
«Редко можно увидеть, что режиссер может выслушать молодого актера, обдумать сказанное и лишь затем принять решение «за» или «против», – поддерживает разговор о режиссере актер Кирилл Ковбас. – И если это решение «против», то объяснить, почему».
Окончательная версия сценария была доработана совместными усилиями Виктора Бондарюка, Арсения Сюхина и Сергея Торчилина и Милены Радулович. Именно этот вариант развития сюжета подразумевал минимум неправдоподобных допущений.
Проводя кастинг актеров, режиссер и продюсеры искали исполнителей, которые будут органично выглядеть внутри событий 1980-х годов. Чтобы добавить достоверности происходящему на экране, было решено отказаться от привлечения в проект узнаваемых лиц.
«Узнаваемость плоха для жанра,— убежден Сергей Торчилин. – Обратите внимание, к примеру, на дальнего собрата мистического триллера – мистический хоррор. Все попытки насытить жанровое кино звездами приводили к неуспеху картин. Конечно, это – не единственная причина провалов, но один из факторов, который заставляет задуматься. За узнаваемым актером всегда тянется шлейф его ролей. Нам же хотелось сделать кино чистое, без лишних эмоций».
Актеры и персонажи
Особое внимание было уделено поиску исполнительницы главной роли. Эпидемиолог Анна прибывает на объект «Кольская сверхглубокая», чтобы разобраться с происходящим там. Ей приходится не только столкнуться с необъяснимыми явлениями, но и противостоять им. Анна, за внешней хрупкостью которой скрывается огромная внутренняя сила, – яркий женский персонаж, способный пополнить галерею культовых образов. Среди ее ролей Эллен Рипли (франшиза “Чужой”), Сара Коннор (франшиза “Терминатор”), Дана Скалли (сериал «Секретные Материалы») и другие. В современном кино женщины все чаще становятся главными героинями фильмов практически всех жанров, но создатели “Кольской сверхглубокой” утверждают, что их центральный персонаж (Анна) — не дань тренду.
«В боевиках, несмотря на известные исключения, зрителю проще видеть в главной роли мужчину, а триллерах и фильмах ужасах – женщину, – поясняет Арсений Сюхин. – Так уж выходит, что героиня, преодолевающая страх и боль, вызывает больше сопереживания, чем герой-мужчина».
Создатели фильма отсмотрели десятки претенденток на роль Анны, прежде чем остановили выбор на сербской актрисе Милене Радулович, известной российским зрителям по фильму “Балканский рубеж”.
«Честно говоря, высокая узнаваемость Милены после этой ленты для нас была, скорее, минусом, чем плюсом, – говорит продюсер Сергей Торчилин. – Но Милена продемонстрировала игру в стилистике картин “Нечто” и “Чужой”, в которой нет лишней эмоциональности и драмы, к которой наше кино тяготеет в любом жанре. Когда много действия и мало текста, надо играть так, чтобы было интересно смотреть, как ты идешь, стоишь, думаешь…». И хотя Милена Радулович, по ее словам, не является ярым поклонником мистических триллеров, предложение сыграть в этом фильме она приняла с восторгом. Как утверждает актриса, она и представить не могла, что в ее фильмографии появится подобная лента, ведь в Сербии не снимают фильмы этого жанра. «Кроме того, это еще самая большая роль из тех, что мне приходилось играть, – рассказывает Милена Радулович. – Я присутствую в каждой сцене, и это по-актерски очень интересный опыт. В сценарии были прописаны особенности характера моей героини и ситуации, через которые она проходит, но создать ее образ и модель поведения я могла сама. Это был очень тяжелый процесс, но он доставлял огромный кайф».
Говоря о своем сходстве и отличиях с персонажем, актриса замечает:
«Ответственность – наше общее качество. А еще Анна очень амбициозная, и это тоже наша с нею фишка. Она человек, который имеет цель и всегда идет до конца. Конечно, актеры в любом случае вкладывают что-то свое в природу персонажей. Но и различий хватает. Анна – ученый, с холодным подходом ко всему. Она очень чувствительный человек, но эмоционально сдержанный. В таких ситуациях, как у нас в фильме, у меня сразу же бы началась паника, я бы не смогла быть такой крутой, как моя героиня».
Экспедицию к Кольской сверхглубокой скважине, где происходят необъяснимые и страшные события, по сюжету возглавляет полковник ГРУ по имени Юрий Борисович, роль которого исполнил актер и сценарист Николай Ковбас. «В детстве я зачитывался Айзеком Азимовым, Рэем Брэдбери, Станиславом Лемом, – вспоминает актер. – По Стругацким постигал правила жизни. Поэтому для меня возможность принять участие в этом проекте показалась очень интересной». Для героя Ковбаса главное, чтобы задание было выполнено любой ценой». У актера была возможность понять таких людей: он встречался с представителями спецслужб, читал их мемуары, а также играл их в спектаклях в документальном жанре вербатим (в которых актеры воспроизводят необработанную художественно прямую речь реальных людей).
«Если начать интересоваться историей страны, то сразу понятно, что мы, мужчины, все рождены на случай войны, – говорит Николай Ковбас. – Страна всегда воевала, поэтому и психология человека, и менталитет у нас такой. И в какой-то момент я стал не так настороженно относиться к служивым людям, начал понимать, как они мыслят, как воспитываются. Хотим мы того или нет, стоит признать: в нынешнем виде наша страна существует благодаря им. И в плохом, и в хорошем смысле».
Под руководством Юрия Борисовича на объект приезжает команда спецназовцев, старшим из которых является прапорщик по прозвищу Батя. Его сыграл актер Виктор Низовой. «Батя – это человек, у которого мало слов в прямом и переносном смысле, но очень много дела, – рассказывает о своем герое Виктор Низовой. – Есть такие люди, которые говорят-говорят-говорят, но в итоге ничего не происходит. Батя – совершенная противоположность, он четко знает свои обязанности и права, он занимает свою нишу в команде. Он не главный персонаж, но без него главным героям пришлось бы очень непросто, потому что Батя – катализатор для всей команды, такая «деталька», без которой машина будет буксовать». Интересной находкой сценариста было сделать Батю меломаном, слушающим альбомы легендарных рок-групп. Он не расстается со своим плеером, это его талисман. И эта его любовь дала «штришочек» моей роли».
На объекте команду командированных встречают сотрудники лаборатории. Один из них, лаборант Петр (Кирилл Ковбас) отправил высшему руководству рапорт о начавшихся необъяснимых событиях. Причем сделал это через голову своего непосредственного начальника – профессора лаборатории Григорьева (эту роль сыграл Вадим Демчог).
«Мой герой – тот человек, который вызвал на объект эту кодлу и обрек всех на не самый благоприятный исход, – рассказывает Кирилл Ковбас. – Для моего персонажа важно самому узнать, что же произошло на объекте. Да, жизнь важна, но наука для него важнее». Кирилл признается, что “Кольская сверхглубокая” стала для него актерским вызовом. «Я столкнулся на съемочной площадке с вопросом: «А как играть?», – признается Кирилл. – Человеку постоянно страшно и постоянно некомфортно».
Кирилл неоднократно работал на съемочной площадке со своим отцом Николаем Ковбасом (полковник Юрий Борисович), но столько экранного времени они проведут бок о бок впервые.
«Наши нынешние рабочие взаимоотношения с отцом – счастливые моменты в моей профессиональной жизни, – делится актер. – У нас были разные периоды. В детстве и юности его советы на площадке я воспринимал не как помощь коллеги, а как вмешательство отца. У нас были такие контры! А сейчас я чувствую силу, когда отец рядом. Я счастлив, когда он включается и наблюдает за мной. Но не для того, чтобы поругать или сделать замечание, а именно подметить какой-то момент, который можно сделать лучше, докрутить». «Мы говорим с Кириллом на одном языке, – утверждает Ковбас-старший. – Разговаривая друг с другом о наших ролях, мы придерживаемся четкой установки: возможно, стоит сделать так-то, но выбор за тобой».
Еще одного сотрудника лаборатории Кольской сверхглубокой, Николая, сыграл телеведущий и актер Никита Дювбанов. Никита – поклонник жанрового кино и компьютерных игр. Для Дювбанова показателем высокого потенциала этой истории стало то, что после прочтения сценария ему захотелось увидеть “Кольскую сверхглубокую” не только кинолентой, но и игрой.
«Первым делом я бы в это поиграл, – уверяет Никита. – Мне было бы интересно двигаться через всю историю вместе с главными героями». После знакомства с режиссером Арсением Сюхиным желание Никиты сыграть в этой картине только усилилось. Оказалось, что они оба выросли на одних и тех же книгах и фильмах. Более того, актера на кастинге ждал сюрприз. «Помню, пришел я на первые пробы с текстом. Читаю и понимаю: что-то очень знакомое, – улыбается Никита. – Да это ж сцена из фильма “Нечто” Карпентера. Это была классная «пасхальная» проверка!».
Слово создателям фильма
“Кольская сверхглубокая”, по словам продюсера Сергея Торчилина, это кино о выживании.
«Будучи русскими авторами, мы не удержались и ввинтили в кино еще одну идею помимо выживания, – признается продюсер. – Но постарались сделать это очень тонко. Надеюсь, это будет заметно тому, кто захочет эту идею увидеть».
Но, безусловно, каждый, кто работал над фильмом, увидел в сюжете что-то свое, волнующее его.
Милена Радулович:
«Это кино про выбор: вы либо сами его делаете, либо, если пропускаете этот момент, жизнь делает выбор за вас».
Николай Ковбас: «Для меня главная тема – столкновение с неизвестным, опасным и попытка остаться человеком».
Никита Дювбанов:
«Наш фильм – про момент, когда человек оказывается в экстремальных, граничащих со смертью условиях, у него часто начинают работать первородные, глубоко скрытые, почти звериные установки».
Гайк Кирокосян:
«Лично для меня это история о всех нас – о людях, верящих в то, что познали основные тайны природы, а на самом деле оказывается, что реальность мироздания далеко не познана. На пути познания нас могут ожидать не только сложности, но и опасности на грани жизни и смерти. И вот человек, оказавшись на этом Пороге, пытается понять свое место в этом бесконечно прекрасном и порой пугающем мире».