23 января 2020 на экраны выходит новая полнометражная анимационная комедия о приключениях легендарного барашка, которому в 2020 году исполняется 25 лет. Узнайте интересные факты о мультфильме “Барашек Шон: Фермагеддон” (2020), больше о сюжете и персонажах.
Автор персонажей: Ник Парк , 4 премии Оскар, 6 наград BAFTA.
О чем мультфильм
Межгалактическое приключение самого известного барашка в мире! После крушения летающей тарелки на Землю попадает милая и озорная инопланетная гостья по имени Лу-Ла. Здесь она обретает нового друга – Барашка Шона. Только он может помочь ей спастись от охотников за пришельцами и вернуться домой. Вместе им предстоит отправиться туда, куда еще не ступало копытце ни одного барашка.
В 2015 году в прокат вышел анимационный хит “Барашек Шон”. Второй полнометражный фильм – “Барашек Шон: Фермагеддон” – отправляет шерстяного героя в удивительное и уморительно смешное межгалактическое приключение. Ему придётся использовать всё своё очарование и отвагу, чтобы справиться со всеми неприятностями.
Всё начинается с того, что неподалёку от фермы «Мосси Боттом» совершает аварийную посадку очаровательная инопланетянка Лу-Ла. У Шона появляется замечательная возможность отправиться в увлекательное приключение и помочь Лу-Ле вернуться домой.
Друзья не догадываются, что по их следам идёт правительственное агентство по борьбе с инопланетным разумом во главе с неудержимым агентом Рэд и отрядом незадачливых приспешников в костюмах биозащиты. Агент Рэд одержима стремлением доказать существование внеземной цивилизации, пёс Битцер становится невольным участником впечатляющей погони, а Шону и его шерстяным друзьями надо уберечь ферму «Мосси Боттом» от фермагеддона, пока ещё не слишком поздно…
Звездная сила
Творческая группа нового фильма о шерстяном феномене рассказывает, как Барашек Шон отправляется туда, где раньше не ступало копыто ни одной овечки… Благодаря популярному сериалу и одноименному фильму, Барашка Шона уже можно назвать звездой мировой величины, любимой миллионами зрителей всех возрастов. Однако для второго фильма о Шоне кинематографисты хотели придумать что-то новое, необычное. Картина получилась более масштабной и качественной, теперь похождения барашка больше будут напоминать эпическую фантастику.
«Именно к ощущению фантастического эпика мы и стремились, – утверждает режиссер Уилл Бечер. – Мы хотели, чтобы фильм был масштабным, зрелищным, со своеобразной фантастической атмосферой. Нужно было показать вселенную Шона такой, какой её никто никогда прежде не видел. Нас очень вдохновляла классика фантастического жанра и стиль Стивена Спилберга».
В фильме “Барашек Шон: Фермагеддон” безмятежная жизнь Шона на ферме, лишь изредка нарушаемая незначительными происшествиями, превращается в настоящий хаос. Всему виной прибытие инопланетянки – очаровательной пурпурно-синей непоседы Лу-Лы. Она повергает любимое семейство Шона в немыслимый хаос. Шон всегда представляется бунтарём, выступающим против авторитарной власти многострадального пса Битцера, но стремящимся скрыть свою революционную деятельность от фермера («Который выступает некоей патерналистской фигурой в фильме», – добавляет Бечер).
Ключевые фигуры остались теми же, но “Барашек Шон: Фермагеддон” выводит Шона на новые рубежи – приключенческие и эмоциональные. «Шону предстоит на время забыть о своём чувственном образе, – улыбается режиссёр Ричард Фелан. – Он должен подрасти и начать заботиться о Лу-Ле. Такого с ним раньше не происходило».
«Шон чувствует ответственность за то, чтобы доставить Лу-Лу домой в целости и сохранности», – объясняет Фелан.
«Когда меня приняли в Aardman, я спросил: «А почему бы нам не снять фантастический фильм?», – рассказывает продюсер Пол Кьюли. Ричард Старзак, который руководил съёмками сериала о Шоне, пересмотрел судьбу созданного Ником Парком эпизодического персонажа фильма 1995 года «Уоллес и Громит 4: Выбрить наголо» и сделал барашка достойным новой полнометражной картины. «Ричард завёл разговор о том, чтобы снять сиквел, уточняя, что это должно быть что-нибудь о пришельцах, – вспоминает Кьюли. – Я практически сразу поддержал эту идею. Нас забавляла сама мысль, что пришелец может познакомиться с Шоном, очутившись в мире барашка».
Сюжет прорабатывался в процессе интенсивных мозговых штурмов и многочисленных вопросов, на которые каждый из участников дискуссии стремился ответить по-своему. Вскоре к процессу подключились Марк Бёртон, один из сценаристов и режиссёров первого фильма “Барашек Шон”, монтажёр Сим Эван-Джонс и продюсер Пол Кьюли. «В этих обсуждениях не было ни намёка на истину в последней инстанции, – утверждает Фелан, – да и быть не могло. Каждый из нас мог ошибиться, поскольку мы искали самые невероятные и смешные решения, самые увлекательные идеи. Мы облепили большой круглый стол, размышляя: «Что мог бы сделать Шон?»
«Я пытался взглянуть на ситуацию глазами персонажа, – говорит Эван-Джонс, который монтировал первый фильм о Шоне, а также первые два фильма франшизы “Шрэк”. – Шон всегда любит пошалить, но при этом ему удаётся избегать неприятностей. Если вы видите, что Шон проходит мимо кондитерской, останавливается и смотрит в окно, можете быть уверены, сейчас что-то произойдёт. А появление Лу-Лы только подливает масла в огонь. Она, как выясняется, любит озорничать даже больше, чем Шон».
Учитывая то, что Шону приходится скрывать Лу-Лу от окружающего мира, особенно от агента Рэд и её отряда, масштабность и зрелищность новых приключений барашка выходят за пределы и без того высоких требований, которые Aardman устанавливает для своего героя. «Ставки невероятно высоки, – подтверждает Эван-Джонс. – Поначалу вы видите правительственных агентов лишь в их зловещем чёрном фургоне, а позднее выясняется, что у них целая подземная база под Моссингхэмом».
«Декорации были весьма впечатляющими, – говорит оператор Чарльз Коппинг о результате работы художника-постановщика Мэтта Перри. – Подземный бункер агента Рэд был очень похож на убежище Джеймса Бонда!»
Для Коппинга “Барашек Шон: Фермагеддон” стал шансом не только поработать над самым дорогим и впечатляющим фильмом о Шоне, но и проследить за полноценным развитием персонажа. «Я успел привязаться к Шону, – с улыбкой вспоминает оператор, – поскольку моей первой работой в Aardman без малого 25 лет назад стал фильм «Уоллес и Громит 4: Выбрить наголо». Это был дебют для Шона и дебют для меня, так что мы развивались параллельно. Шон перешёл с телевидения на большой экран, и я вслед за ним. Мы росли вместе».
“Барашек Шон: Фермагеддон”, основанный на полюбившемся съёмочной группе жанре, не только отдаёт должное классике, не только уморительно смешон, но и пересматривает многие устоявшиеся принципы вселенной Шона. «Мы тщательно изучили фантастический жанр, – утверждает Фелан. – Какими объективами пользуются операторы, как выстраивают кадр, что собой представляет композиция Кубрика и какая хореография у героев фильмов Спилберга – все тонкости и нюансы были крайне важны для анимации».
Новый сюжет помог существенно расширить привычный мир Шона. Повседневная пастораль фермы выгодно контрастировала с красочным фантастичным инопланетным миром и высокотехнологичной военной базой. «Мир Шона в телесериале кажется замкнутым и очень маленьким, – говорит Фелан. – Теперь же мы решили рассмотреть этот мир детальнее и показать зрителям, что под поверхностью земли скрывается секретная правительственная организация, а на расстоянии в 10000 световых лет от фермы есть другая планета. Мир Шона из крохотного превращается в огромный».
Атмосфера классического фантастического фильма и максимально широкая зрительская аудитория стали ключевыми задачами творческой группы картины “Барашек Шон: Фермагеддон”. Судя по реакции зрителей во время предварительных показов, эти задачи можно считать выполненными. «Наш фильм должен напомнить зрителям о том, что в сущности мы все одинаковые, – продолжает мысль режиссёра Кьюли. – Эта история об инопланетянине, который прилетает на нашу планету и стремится к признанию».
Шон всегда был бунтарём, но бунтарём добросердечным. «Суть в том, что Шон не похож на паиньку, и это замечательно, – продолжает Кьюли. – Шон из тех, кто всегда готов нажать красную кнопку, но при этом он всегда признаёт свои промахи и ошибки. Именно поэтому мы узнаём в нём самих себя».
За 25 лет герой не только выжил, но и окреп, получив множество наград. «Шон всегда оставался для нас эталоном, – говорит исполнительный сопродюсер Карла Шелли. – За эти годы мы неоднократно разговаривали с нашими американскими партнёрами, и они часто говорили, что хотят услышать голос Шона, понять, о чём он говорит. Какое кощунство! Это был бы не Шон! Любое слово Шона всё бы испортило. Шон не говорит – это его сущность, и именно поэтому люди его любят уже столько лет».
ДНК ЛУ-ЛЫ
Ключевой фигурой обновлённой вселенной Барашка Шона станет его инопланетная подруга, которая покорит сердца зрителей…
О персонаже
«Уже во время первого обсуждения грядущего фильма мы сошлись во мнении, что нужно добавить новый интригующий элемент, демонстрирующий развитие Шона. Нам необходим был новый персонаж, о котором бы барашек заботился. Это и есть Лу-Ла. Юная инопланетянка совершила вынужденную посадку на Землю, и теперь ей нужна помощь Шона, чтобы вернуться домой. Эта кукла не похожа ни на одну другую из вселенной Aardman. У неё отличная растяжка. Она движется быстрее всех остальных персонажей. И у неё выпученные глаза».
Режиссёр Ричард Фелан
О её имени
Новая инопланетная подруга Шона названа в честь 50-й годовщины высадки человека на Луну, которую всё прогрессивное человечество отпраздновало в июле 2019 года.
О её очаровании
«После продолжительной и кропотливой разработки персонаж получится добрым, очаровательным и поистине обезоруживающим. Довольно долго Лу-Ла была похожа на собаку, но потом мы решили, что так она больше похожа на питомца, а не на потерявшегося инопланетянина. Мы же хотели, чтобы у нашей героини было очевидно инопланетное происхождение. Она должна была быть необычной и очаровательной, но не слишком уязвимой».
Исполнительный сопродюсер Карла Шелли
О её внешности
«У нас была общая концепция, но не готовый образ Лу-Лы. Мы понимали, на что она должна была быть способна. У неё должны были быть силы и способности для определённых поступков. Художники принялись за работу и сделали несколько сот набросков, один безумнее другого. Потом один из дизайнеров нарисовал НЛО со снопом огня, вырывающимся снизу. Это изображение подсказало нам силуэт, он был совершенным. Надо было продумать, как героиня будет чувствовать себя в мире Шона. Она должна была гармонично смотреться с другими персонажами, но при этом не должно было возникнуть сомнений, что она из другой вселенной».
Режиссёр Ричард Фелан
О её голосе
«Мы обсуждали много вариантов Лу-Лы. В какой-то момент разговор зашёл о её способностях. Мы решили сделать акцент на её уязвимости и невинности, подчёркивая тем самым, что инопланетяне могут быть не только страшными, но и такими же чувствительными, как и люди. Роль Лу-Лы озвучила Амалия Витале – её голос отлично подошёл кукле. Когда мы наложили голос актрисы на изображение героини, появилась мысль: «Ага, вот теперь мы её видим!» Нам было нужно гармоничное сочетание невинности и нахальства».
Сценарист Марк Бёртон
О её способностях
«Лу-Ла – очаровательное создание из прекрасного мира, и её внешность тоже по-своему прекрасна. Мы решили, что у неё должны быть необычные навыки и способности. Но, вырванные из сюжетного контекста, они теряют свою прелесть…»
Монтажёр Сим Эван-Джонс
О её звуках
«Первое, что я написал [для этого фильма], были звуки Лу-Лы, потому что она выводит всеобщее безумие на новый качественный уровень. Ну, знаете, там, где Шон бросает мячик и разбивает стекло, она поднимает трактор. Она настоящий хаос. Для озвучания её движений я использовал плагин, который создавал эффект, напоминающий работающий кристаллизатор и создававший необычную атмосферу. У Лу-Лы были и другие звуки, но основным инструментом мелодии стала челеста (клавишный металлофон – прим. Ред.). Добавив эхо, я получил очень странный звук. Было достаточно его услышать – я сразу понял, что это то, что нужно. Я отправил звук в Aardman, и его одобрили. Этот звук накладывали во время предварительных набросков, а в результате он попал в финальную версию фильма».
Композитор Том Хоу
О реакции на нового персонажа
«Мы устраивали тестовые показы – реакция на Лу-Лу была потрясающая. Нам было страшновато находиться в зале, потому что мы понимали: через 30 секунд Лу-Ла появится на экране, и её либо полюбят, либо возненавидят. И вот этот момент настал, все умилительные шушуканья смолкли, и весь зал охнул. И мы такие: «Слава богу».
Режиссёр Уилл Бечер
О её будущем
«У нас достаточно идей для возвращения Лу-Лы в следующих приключениях Шона…»
Продюсер Пол Кьюли
Код красный
Шесть шагов для создания классического фантастического злодея с точки зрения тех, кто знает в этом толк. Познакомьтесь с коварным агентом Рэд…
Тени зла
«В фантастическом жанре достаточно легендарных злодеев, и мы хотели, чтобы наш занял достойное место. Мы долго ломали голову, пытаясь решить, каким будет наш злодей. Было много самых различных предложений. Мы сошлись в одном – мы не хотели, чтобы персонаж был однозначным, чтобы он был злодеем только ради злодейства. Так появилась агент Рэд».
Режиссёр Уилл Бечер
Двойной удар
«Изначально в сценарии было два агента, почти как в фильме “Люди в черном”. Идея заключалась в том, что один из агентов был хорошим и принимал инопланетную жизнь, а другой был плохим и панически боялся пришельцев. Однако два агента излишне усложняли сюжет, поэтому одним из них пришлось пожертвовать. Нам требовалось тщательно проработать предысторию персонажа, чтобы ответить на все «почему». То есть, очевидно, что негодяи творят зло, но, возможно, они это делают по какой-то неведомой нам причине. Это важно. Мы искали для нашего агента какое-то оправдание. Мы пытались понять, что ею движет».
Сценарист Марк Бёртон
Шанс на реабилитацию
«Мы до последнего боролись за агента Рэд. Мы понимали: для того, чтобы как-то оправдать её поступки, она должна быть непонятой. Не так-то просто подобрать правильные сюжетные повороты и предыстории, чтобы зрители агента поняли, особенно если диалогов нет как таковых. Она не жестокая, она не одержима. Её просто никто не понимает».
Режиссёр Ричард Фелан
Под маской
«Намного проще быть обыкновенным «плохишом», когда нет диалогов. В этом плане мы пошли по пути наибольшего сопротивления. Но мы не хотели, чтобы агент Рэд казалась простой. Мы хотели, чтобы она старалась изо всех сил, чтобы усилия главных героев окупались сторицей. А то, что мы сделали её человечной, только усилило эффектность развязки».
Режиссёр Уилл Бечер
Костюмы биозащиты
«Из агента Рэд получился по-настоящему замечательный злодей, пусть даже все её помощники бесполезны! На неё работает целая группа специалистов в биологической защите. Они представляют собой своеобразную комедийную труппу, которая выступает практически как единый организм. Они постоянно суетятся, держатся группой и явно не отягощены интеллектом. Только один выбивался из общего формата – персонаж, обнаруживающий инопланетянина. Помощники постоянно разочаровывают агента Рэд, но она вовсе не похожа на «излишне строгого начальника», она просто выше этого».
Монтажёр Сим Эван-Джонс
Стрижка Шона
Сим Эван-Джонс, занимавшийся монтажом обоих фильмов про Барашка Шона, рассказывает о персонаже, о его энергетике и о том, как вредны излишества… Спросите любого, кто работал над фильмом “Барашек Шон: Фермагеддон” (поверьте, мы спрашивали), и вам скажут, что по большей части Барашек Шон своим успехом обязан монтажёру Симу Эван-Джонсу.
Однако продюсер Пол Кьюли утверждает, что в компании Aardman к монтажу подходят «с особой тщательностью». Один из основателей Aardman Дэвид Спрокстон рассказывает, с какими трудностями сталкивается монтажёр при работе с покадровой анимацией:
«Мы постоянно возвращались к фильму «Уоллес и Громит 2: Неправильные штаны» (снятому в 1993 году, ещё до прихода Эван-Джонса в компанию) и ориентировались на него, как на эталон в монтаже. Даже если сегодня пересмотреть фильм, вы не найдёте ни единого кадра, который стоило бы вырезать. Нет ни секунды впустую потраченного экранного времени. Люди забывают о том, что при черновом монтаже у нас получается почти 45 минут, а фильм должен быть 30-минутным. Поэтому нам приходится жертвовать практически третью фильма во время монтажа! Мы можем скрепя сердце выкинуть один или два кадра, но не всю сцену целиком. Как правило, мы прореживаем сцены, но при этом стремимся сохранить общий ритм. И нам часто приходится возвращаться к уже смонтированному материалу».
В таком эпическом приключении, как “Барашек Шон: Фермагеддон”, нашлось место и космическим путешествиям, и инопланетянину, и зловещей правительственной организации, и охоте за идеальной пиццей. Эван-Джонс признаётся, что столкнулся с самым сложным заданием в его карьере, с которым он, впрочем, отлично справился.
Эван-Джонс оттачивал свои навыки в США на студии DreamWorks – его стараниями появились первые два фильма франшизы ШРЭК. После этого он монтировал невероятные ландшафты Нарнии, а затем вернулся в Англию, чтобы устроиться в лучшую анимационную студию в мире – в бристольскую компанию Aardman. Эван-Джонс признаётся, что он учился монтировать так, чтобы его фильмы были самыми лучшими. И надо сказать, что у него это получилось.
– Вы монтировали и игровые фильмы, такие как “Хроники Нарнии” и “Моя ужасная няня”, и анимационные ленты. В чем для вас отличительные особенности картин студии Aardman?
– Об энергетике Шона красноречиво говорит уже хотя бы то, что в фильме нет диалогов. Интересный факт – мы пытались придумать какой-нибудь девиз для персонажа. Мы решили, что это должны быть «кристальность», «комедия», но никак не могли придумать третье слово на «к»… Мы решили, пусть будет «кинетическая энергия»! Ведь нас никогда не покидает чувство, что нужно какое-то движение. А для движения нужна энергия, можно сказать «энергия повествования».
– Как именно это происходит?
– Ответ очень прост – не останавливаться на достигнутом. Все фильмы, которые мы снимаем, начинаются со своеобразного «день в жизни кого-то» – коллажа, служащего вступлением к истории. Это помогает задать настроение для приключений Шона, напомнить зрителям о его мире. Учитывая поистине гениальный подход Aardman, это получается сделать в комедийном ключе. Каждый сюжетный поворот превращается в шутку.
Другой секрет компании, ставший её фирменным стилем, состоит в целенаправленном приглушении комического эффекта или приглушении эмоций, с которыми нужно быть крайне осторожными. Фильмы Aardman никогда не становятся слишком драматичными, слишком слезоточивыми или напряжёнными. Возможно, это в природе британцев, но Aardman успешно реализует эту идею уже много лет.
– Изменился ли Шон за годы?
– А что, он менялся? Я так не думаю. Шон – самодостаточный завершённый образ и всегда был таким. В этом фильме мы, конечно, покажем его с новой, необычной стороны. У него появится чувство ответственности, и мы все сможем воочию увидеть, как он с ним справляется. Кроме того, в этом высокопарном «Да, мы делаем фантастический фильм о Барашке Шоне» для нас ключевым оставался вопрос: «Насколько эта история о Шоне?»
– Как бы вы описали эту историю?
– Эта история о необходимости отвечать за свои поступки. Нашему герою предстоит встретиться с точно таким же озорником, как и он сам. У нас появился новый персонаж Лу-Ла – очаровательное существо из красивейшего мира, который, к слову, был отлично прорисован. Мы решили, что у неё должны быть какие-то суперспособности. Но, вырванные из контекста сюжета, они утратят свою уникальность. Главное, что все её способности и навыки помогают ее характер. Зритель должен хорошо её понимать. Она шаловлива и находчива, и у аудитории не должно остаться сомнений в этом.
Ваш карьерный рост в Aardman впечатляет. Помимо прочего, вы монтировали фильм “Диве предки”, а сейчас работаете над картиной “Побег из курятника 2”. Почему вам так нравятся эти фильмы?
– По многим причинам, если честно. У меня довольно большой опыт в анимации, а студия Aardman признана во всём мире и всегда для меня была одной из самых значимых. Мне всегда хотелось поработать в этой студии, и однажды судьба мне улыбнулась – меня пригласили работать над первым фильмом о Шоне. Я должен был отработать всего четыре недели…а в итоге работаю уже четвёртый год. Эта компания просто создана для тех, кто всерьёз болеет анимацией.
Создателям мультфильма “Барашек Шон: Фермагеддон” (2020) удалось удачно раскрыть персонажей; зрители всех возрастов оценят интересные факты создания анимационного фильма и захватывающий сюжет.