Премьера фильма “Питер Пен и Алиса в стране Чудес” (2020) состоялась на кинофестивале «Сандэнс».
Удивительно, но прежде чем Алиса отправилась в Страну чудес, а Питер стал Пэном, они были братом и сестрой. Их легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца. С какими бы испытаниями ни сталкивалась их семья, они никогда не забывали мечтать. Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом, нужно только уметь его видеть…
12-летний Дэвид, 10-летний Питер и 8-летняя Алиса Литтлтоны (Рис Йейтс, Джордан Нэш и Кира Чанса) живут в идиллической Англии XIX века. Больше всего на свете им нравится играть в саду и в лесу поблизости. Их родители Джек (Дэвид Ойелоуо) и Роуз (Анджелина Джоли) поощряют буйное воображение своих детишек.
Алиса и Питер без памяти влюблены в старшего брата Дэвида. Тот с удовольствием участвует и в кукольных чаепитиях, устраиваемых Алисой, и в пиратских баталиях его брата. Идиллии приходит конец, когда одержимая положением в обществе сестра Роуз, Элеанор (Анна Чэнселлор) устраивает Дэвида в престижную школу Брислмосс и, следовательно, ему предстоит разлука с родными. Однако перспектива расставания с братом меркнет на фоне настоящей трагедии – играя у реки с Питером, Дэвид погибает.
Семейство Литтлтонов оказывается в плену скорби. Роуз погружается в себя, с исступлением работая над фетровой шляпой, которую обещала Дэвиду в качестве подарка. Джек создает модели кораблей в бутылках. После трагедии он поддаётся искушению азартными играми и оказывается в долгах, которые вынуждают его вернуться к мрачному, нелегальному прошлому.
Алиса поначалу отказывается верить в то, что Дэвид действительно погиб. Мать отталкивает её, и девочка находит общий язык с тётей, которая намерена во что бы то ни стало сделать из племянницы настоящую леди. Тем временем Питер винит себя за смерть Дэвида и стремится заполнить брешь, образовавшуюся в семье после гибели брата.
Атмосфера в семействе Литтлтонов накаляется, Питеру и Алисе не остаётся ничего другого, как черпать силы в своём воображении. Они отправляются в настоящее приключение, пытаясь спасти семейство от нищеты. Путешествие приведёт их на озлобленные улицы викторианского Лондона, где им предстоит узнать много нового о прошлом их отца.
Набравшись храбрости, Питер приходит к выводу, что, возможно, ему не стоит вырастать и стремиться быть похожим на старшего брата. Вместо этого он решает навсегда остаться мальчишкой, сбежав на далёкий остров Нетландия. Тем временем Алиса погружается в мир собственного воображения, который называет Страной Чудес. Она понимает, что ей рано или поздно придётся вернуться в реальный мир, подрасти и, наконец, сделать свой выбор между матерью и тётей.
Трагическая реальность породила две разные сказочные легенды: “Питер Пэн” и “Алиса из Страны Чудес”.
О работе над фильмом
«О дитя, иди скорей
В край озер и камышей
За прекрасной феей вслед –
Ибо в мире столько горя, что другой дороги нет.
~ «Похищенный», В. Б. Йейтс (1886)
Где рождаются сказки
«Да что там говорить, иногда я успевала поверить
не менее чем в шесть небылиц ещё до завтрака»
~ «Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл
В основе фильма “Питер Пэн и Алиса в стране чудес” лежит не дающий сценаристам покоя вопрос «А что если…?» Именно благодаря этому вопросу появилась картина, которую можно охарактеризовать как приквел двух любимых во всём мире детских книг. Фильм предлагает зрителю пофантазировать: что если Питер Пэн Дж. М. Барри и Алиса Льюиса Кэрролла были бы братом и сестрой?
Этот вопрос интересовал сценариста Мариссу Гудхилл, когда она ещё училась в колледже. «У меня был предмет, который в корне изменил моё мировидение, – вспоминает Гудхилл, – он назывался «Классические и современные сказки». Я провела тщательное исследование фольклора и была поражена тем, насколько мрачными были многие оригинальные истории. При этом некоторые сказки были выстроены в лучших традициях назидательных притч. Они пытались помочь детям понять, в каком мире они живут. Среди прочих я прочитала «Питера Пэна» и «Алису в Стране Чудес», оценивая их не только как читатель, но и как художественный руководитель студенческой танцевальной труппы. Фильм сразу начал вырисовываться в моём воображении. Я не представляла, насколько мрачными были эти сказки и сколько в них было общего, однако в них было совершенно различное представление о детстве. Алиса хотела поскорее вырасти, я и сама была такой в детстве, а Питер, напротив, взрослеть не хотел».
Гудхилл также черпала вдохновение в мрачной сказке сценариста и режиссёра Гильермо дель Торо “Лабиринт Фавна”.
«Я думаю, в этом фильме поднимаются те же вопросы, что и в картине “Питер Пэн и Алиса в стране чудес”: что побуждает нас фантазировать, и какую роль фантазии играют в нашей реальной жизни?» – объясняет сценарист.
Гудхилл обратила внимание на то, что в произведении Дж. М. Барри у Питера Пэна был брат, который погиб, когда Питер был совсем маленький. Он даже надевал вещи брата, пытаясь привлечь к себе внимание скорбящей матери. Именно тогда, по словам Гудхилл, у неё появилась идея связать Питера и Алису при помощи трагически погибшего брата. «Мне нравилось придавать этим историям новые формы и очертания, – признаётся Гудхилл. – В них были представлены разные, дополняющие друг друга способы познавать жизнь».
В 2011 году Гудхилл встретилась с продюсером Лисой Кан и поделилась с ней идеей будущего фильма. Та ответила: «Ух ты! Отличная идея. Давай сделаем это» и предложила Гудхилл написать полноценный сценарий. «Мне очень понравилась идея объединить Питера Пэна и Алису в одной истории при помощи общего брата и исследовать то, как и по каким причинам они решили отправиться в свои знаменитые путешествия в Страну Чудес и Нетландию, – рассказывает Кан. – Тут был безграничный простор для фантазии. История показывала, как дети принимают трагические обстоятельства, как приспосабливаются к новой жизни, как воображение может стать едва ли не самой важной поддержкой, и как оно может успокоить в период скорби».
Коллеги Кан были настолько же воодушевлены идеей, как и она сама, и по достоинству оценили сценарий, несмотря на то, что он был у Гудхилл первым. «Казалось, что сценарий написал человек, многое повидавший в жизни, – объясняет Стивен Ричардс из Endurance Media. – Я с удивлением узнал, что это первый сценарий Мариссы. Но, как бы то ни было, я был ошеломлён необычностью приквела обеих историй. Мариссе удалось не только точно передать весь ужас семейной трагедии. Она смогла отобразить магию детства и то, как воображение может помочь пережить трудные времена».
Джеймс Спринг из Fred Films соглашается с Ричардсом: «Я был впечатлён тем, как Марисса связала воедино эти две истории, а затем создала драматический катализатор, отправивший главных героев в путешествия. Все события в сценарии казались логичными и последовательными, а сам сценарий был написан очень красиво».
Идеальный альянс
«Секрет счастья заключается не в том, чтобы делать то, что вам нравится,
а в том, чтобы вам нравилось то, что вы делаете»
~ «Питер Пэн», Дж. М. Барри
Для того чтобы фильм “Питер Пэн и Алиса в стране чудес” удался, необходимо было найти подходящего режиссёра, который смог бы претворить фантазию в жизнь, который смог бы отобразить все фантастические элементы, при этом не утратив реалистичность истории. «Это не такая простая задача, – говорит Спринг. – Нам нужен был режиссёр, который смог бы снять семейное кино, но при этом тактично отнёсся бы к трагизму смерти ребёнка».
Как ни странно, подходящий режиссёр был найден за пределами мира игрового кинематографа.
«Мы хотели поручить фильм женщине-режиссёру, – говорит Кан, – и Бренда Чепмен, у которой за плечами есть опыт раскадровщика и аниматора, была идеальным кандидатом».
По словам Спринга, специфика сценария и чувственность Бренды составили «идеальный альянс»: «Это довольно сложный материал, если не учитывать то, с каким материалом работала Бренда в прошлом, когда снимала анимацию». Например, будучи одним из режиссёров фильма “Храбрая сердцем”, она смогла сделать героем яркой семейной приключенческой сказки чудовищного медведя Морду, а, работая над фильмом “Принц Египта”, она обыграла десять казней египетских и смерть сына фараона Рамзеса в формате анимационного мюзикла.
Опыт в создании столь красочных миров сделал Чепмен идеальным кандидатом на режиссёрское кресло на съёмках фильма “Питер Пэн и Алиса в стране чудес”. «У нас получилась очень красивая и необычная история, со множеством нюансов, – говорит Кан. – В сюжет были очень умело вплетены множество событий из «Питера Пэна» и «Алисы в Стране чудес». Всё сводилось к тому, чтобы поручить съёмки фильма человеку, который поднаторел в мастерстве визуализации».
«Предыдущие работы Бренды демонстрируют высокий режиссёрский профессионализм, – считает Ричардс. – Она способна хранить в памяти большой объём информации и фильтровать её, удерживая повествование в рамках реалистичности. При этом она очень чётко представляет, что хочет видеть, и способна передать это на словах».
Чепмен признаётся, что никогда не стремилась стать режиссёром игрового кино.
«Я знаю многих аниматоров, которые говорят: «О, как бы я хотел снять настоящий фильм», на что я обычно закатываю глаза и отвечаю: «Так ты считаешь, что мы занимаемся чем-то ненастоящим?» – смеётся Чепмен. – Я бы сказала, что анимация цепляет большее количество зрителей и дольше держится в памяти, чем многие игровые фильмы. Но, прочитав сценарий фильма “Питер Пэн и Алиса в стране чудес”, я подумала: «Ого! Если уж я решусь снимать игровое кино, то именно такое». Это было очень интересное и красивое переосмысление двух историй, поистине волшебное чтиво. В сценарии было много элементов, с которыми я сталкивалась в анимации. При этом на правах рассказчицы я могла создать свой мир, а я обожаю сказки. Сложность состояла в том, чтобы ввести сказку в реальный мир, а такого шанса у меня в анимации никогда не было. Можно сказать, что мне выпал джек-пот».
Поиски Литтлтонов
«Читая сказки, я твёрдо знала, что такого на свете не бывает!
А теперь я сама в них угодила!»
~ «Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл
Чепмен больше всего интересовало то, как Гудхилл в своём сценарии описывает семейство Литтлтонов и их трагедию.
«В анимации такие вопросы исследовать трудновато, – говорит Чепмен. – Да, есть какие-то отдельные моменты, как, например, смерть Муфасы, которую я прорабатывала для съёмок фильма “Король Лев”. Но слишком глубоко мы не копали, не исследовали этот момент предметно. Так что для меня это стало откровением. Я подумала: «Благодаря этому фильму я смогу изучить интересующий меня вопрос и расспросить актёров о том, каково им играть переживания своих героев».
Кастинг актёров на роли Литтлтонов был крайне важен. Они должны были убедительно сыграть творческую, любящую семью, страдающую от чудовищной утраты и способную пережить трудные времена лишь за счёт полёта фантазии.
Первым на роль был утверждён Дэвид Ойелоуо. Британский актёр с нигерийскими корнями прославился, сыграв Мартина Лютера Кинга в байопике “Сельма” (2014) и Луиса Гейнса в байопике “Дворецкий” (2013). «Джек кажется жизнерадостным, в нём ощущается магия, – говорит Чепмен, – поэтому мне нужен был актёр харизматичный, добросердечный, способный убедительно сыграть эту роль. В каждой своей роли Дэвид Ойелоуо излучал теплоту и шарм. Я могла круглые сутки напролёт любоваться тем, как он вживается в образы своих героев».
Ойелоуо согласился на роль после первого же прочтения сценария.
«Я был поражён воображением сценариста, – признаётся он. – Я сразу же загорелся этой работой. У меня самого четверо детей, поэтому очень сложно бывает выбрать игровой фильм, который можно было бы посмотреть в кинотеатре всей семьёй, который был бы интересен и взрослым, и детям. “Питер Пэн и Алиса в стране чудес” соответствовал всем этим пожеланиям».
Ойелоуо не только согласился на роль Джека, но и взял на себя функции продюсера. «Когда мне нравится проект, я делаю всё, что могу, чтобы он удался, – смеётся актёр. – То есть, у меня из головы не идут вопросы «А когда мы начнём снимать? А как? А что нам для этого потребуется?» Коллеги оценили моё рвение и, учитывая то, что я уже занимался продюсированием ранее, и не без успеха, решили дать мне шанс».
«Мы увидели, что Дэвид может серьёзно помочь, – говорит Спринг. – И действительно, он активно участвовал в работе над фильмом на всех этапах творческого процесса. Именно он решил поговорить с Анджелиной Джоли и предложить ей роль Роуз».
Ойелоуо и Джоли никогда прежде не встречались на съёмочной площадке, однако в реальной жизни они дружат, а их дети часто видятся на детских праздниках. «Мы встретились на одном из дней рождения несколько лет назад и разговорились на тему того, как трудно сочетать работу голливудского актёра с родительскими обязанностями», – вспоминает Ойелоуо. Он решил, что Джоли отлично подойдёт на роль Роуз, матери Питера и Алисы, несмотря на то, что зрители вряд ли будут ожидать её в этом амплуа.
«Не думаю, что мы когда бы то ни было видели Энджи в роли матери, да ещё чтобы детям её героини было примерно столько же лет, сколько и её настоящим детям, – отмечает Ойелоуо. – Многие могут подумать: «Ух ты! Крутая Анджелина Джоли в роли многодетной матери в идиллической Англии конца XIX века? Погодите… Чего???» Но после прочтения сценария эта мысль перестала быть настолько уж сумасбродной».
Чепмен соглашается с тем, что это отнюдь не очевидное амплуа для Джоли, однако отмечает, что актриса очень убедительно сыграла эту роль.
«Она тщательно проработала образ матери викторианской эпохи, которая, по её мнению, кардинально отличается от современных матерей, – говорит Чепмен. – Она была сдержанна, но с детьми общалась на редкость тепло. Она замечательно справилась с этой работой. Ей, как и Дэвиду, очень понравилось то, что Литтлтоны были межрасовой семьёй, поскольку оба актёра воспитывают детей с темным цветом кожи1. Обоим импонировал шанс сыграть такую семью в фильме».
При этом, изначально не планировалось, что Питер, Алиса и Дэвид будут темнокожими. На самом деле, в сценарии Гудхилл расы вообще не оговаривались. «Я просто подумала, что Дэвид хорошо справится с этой ролью, – говорит Чепмен. – Больше того, я поняла, что мне не придётся менять в сценарии ни единого слова».
«Я очень благодарен продюсерам за то, что они предложили роль мне, – говорит Ойелоуо. – Я был первым в списке кандидатов, и это, конечно же, очень лестно. Продюсерам пришлось вносить коррективы в детский кастинг. Но в целом история заиграла новыми красками».
Услышав о том, что Ойелоуо был утверждён на роль Джека, Гудхилл сперва решила переписать сценарий. «Я не хотела, чтобы это было притянуто», – объясняет она. Но затем сценарист была вынуждена согласиться с режиссёром.
«Я поняла, что не придётся исправлять ни слова – всё и так отлично сработает, – продолжает Гудхилл. – Затем я провела исследование, чтобы понять, правдоподобна ли будет такая семья с исторической точки зрения, но и тут было не к чему придраться. На самом деле, фильмы зачастую искажают реальное положение вещей во времена викторианской Англии. Тогда взгляды были куда более прогрессивные, чем могут подумать зрители. Многие фильмы отнюдь не передают истинную картину, в отличие от нашего».
«Убеждена, найдутся зрители, которые примут это в штыки, – говорит Чепмен. – Но, знаете, времена меняются, и сейчас пришло время раздвигать горизонты и менять сознание. И такие истории, как наша, могут этому поспособствовать. Питер Пэн не обязательно должен быть рыжим мальчишкой, а Алиса – белокурой девочкой».
Директорам по кастингу предстояло найти трёх детей, которые бы убедительно смотрелись в ролях Литтлтонов младших, как вместе, так и по отдельности. «Нам были нужны по-настоящему хорошие актёры, которые при этом умели бы от души веселиться, – объясняет Спринг. – Не должно было возникать сомнений в том, что эти дети могли бы жить жизнью своих экранных героев».
На детские роли были утверждены Рис Йейтс, Джордан Нэш и Кира Чанса. «Кира нас всех поразила на своём прослушивании, – вспоминает Кан. – Она очень хорошо поняла специфику своей роли. Её героиня должна была быть застенчивой домашней девочкой. Она должна была отчаянно жаждать внимания и любви матери, а в играх с братьями быть шумной, активной и раскованной. Именно такой была Кира».
«Алиса очень любопытна, – говорит Чанса, которой на момент съёмок было всего 10 лет. – Кроме того, её образ мыслей отличается от мышления окружающих. У неё характер прирождённой авантюристки, при этом она остаётся всего лишь маленькой девочкой, обожающей устраивать для кукол чайные церемонии. В ней уживаются два разных человека».
«Нэш, в свою очередь, задумчив и сентиментален, – рассказывает Кан. – Во многом он очень похож на Питера из нашего фильма. Он замкнут и рассудителен, но при этом любит играть, любит выходить из зоны комфорта и исследовать всё новое».
«Питер – очень амбициозный мальчик, – говорит о своём персонаже Нэш. – Он знает, чего хочет добиться в жизни. И по ходу развития сюжета становится ясно, что он хочет быть лучше своего брата Дэвида. Он не желает делить внимание с кем бы то ни было, поскольку среднему ребёнку не всегда достаётся достаточно родительской заботы».
И, наконец, эпизодическая, но немаловажная для сюжета роль Дэвида. «Мы хотели найти персонажа, по которому зрители будут скучать после его смерти, – объясняет Кан. – Рису было достаточно улыбнуться, и вы непроизвольно влюблялись в него».
«В каком-то смысле Дэвид сам себе не принадлежит, – говорит Йейтс. – Родители намерены отправить его в школу Брислмосс, а брат с сестрой хотят, чтобы он играл в их игры. У него просто не остаётся времени, чтобы сесть и подумать, чего же он сам хочет. Играя с Питером и Алисой, Дэвид относительно свободен, потому что в фантазиях он может быть кем захочет. Он мог создавать целые миры и даже новые галактики в мгновение ока».
Трое юных актёров должны были не только убедительно существовать в кадре вместе, но и убедительно играть в игры. «Они играли в «собачки» (в Британии мы называем эту игру «свинка в серединке»), мы пробовали предлагать им самые разные игры, – вспоминает Чепмен. – Мы не заставляли их играть, мы хотели посмотреть на них в естественной среде. Дети обычно стесняются и усаживаются в уголок или излишне волнуются, что о них подумают. Наши же просто начинали играть».
Впечатляющее семейство стало сердцем и душой фильма, а другие актёры дополнили общую картину. Анна Чэнселлор сыграла роль Элеанор, надменной сестры Роуз.
«Элеанор любит Роуз, но не одобряет её решений, в частности, за кого выходить замуж и как воспитывать детей, – рассказывает Чэнселлор. – Элеанор есть дело до всего, кроме того, она очень расчётлива. У неё добрые намерения, но все ее поступки влекут за собой лишь боль для её близких». Чэнселлор подкупила возможность поработать с Анджелиной и сыграть роль её сестры. Кроме того, ей очень понравилось работать с Чепмен. «Она очень милый и мягкий человек», – говорит актриса.
Зрителя также ждет встреча с Майклом Кейном в роли Чарли – друга Джека, с Дереком Джекоби в роли мистера Брауна – клиента Джека, с Дэвидом Гяси в роли таинственного криминального босса Си Джея, с Кларком Питерсом в роли владельца ломбарда, известного под именем Шляпник, и с Гугу Эмбата-Ро, сыгравшей взрослую Алису в прологе и эпилоге фильма. Каждого из них привлёк сценарий Гудхилл.
«В нём есть что-то неуловимо привлекательное для людей с фантазией, кроме того, этих персонажей, наверное, очень интересно играть», – говорит Спринг. Каждый из героев так или иначе напоминал персонажей сказок Барри и Кэрролл. «Мистер Браун напоминает Черепаху Квази, Чарли – Моржа, Си Джей – Капитана Крюка… – продолжает продюсер. – Эти роли удивительно точно были описаны в сценарии и сыграны в фильме. Нам, продюсерам, доставляло истинное удовольствие наблюдать за актёрской игрой Майкла Кейна, Дерека Джекоби, Гугу, Кларка и Дэвида Гяси. Я думаю, благодаря им фильм стал удивительным и поистине фантастическим».