Премьера фильма «Таинственный сад» состоялась во всех онлайн-кинотеатрах 1 сентября 2020 года. Это история о Мэри Леннокс (Дикси Эгерикс) – девочке, которая родилась в Индии в семье богатых британцев и была обделена материнской любовью. Расскажем, как снимали фильм “Таинственный сад” (The Secret Garden), что в сюжете новой адаптации цепляет больше всего и как создавали таких чудесных и загадочных персонажей.
Рейтинг: КиноПоиск – 5.5, IMDb – 5.5.
О сюжете
Внезапно осиротевшая Мэри вынуждена переехать в окутанный тайнами особняк своего дяди в Англии. Правилами строго запрещено выходить из своей комнаты и бродить по коридорам огромного дома, но однажды Мэри обнаружит потайную дверь, ведущую в удивительный мир, где исполняются любые желания – таинственный сад…
После смерти отца и матери сироту отправляют в Англию к дяде Арчибальду Крэйвену (обладатель премий «Оскар» и BAFTA Колин Фёрт). Он живёт в поместье Мисселтуэйт в йоркширской провинции под пристальным присмотром миссис Медлок (обладательница премии BAFTA Джули Уолтерс) и горничной Марты (Айзис Дэвис).
После встречи со своим болезненным, запертым в доме кузеном Колином (Эдан Хэйхёрст) Мэри начинает узнавать семейные секреты. В частности, она обнаруживает удивительный сад, который затерялся на просторах поместья Мисселтуэйт.
Разыскивая бродячую собаку, которая привела Мэри к стенам сада, она знакомится с Диконом (Амир Уилсон), братом горничной. Тот использует целебную силу сада, чтобы вылечить псу покалеченную лапу.
Продюсер Рози Элисон о фильме
По книге «Таинственный сад» было поставлено несколько спектаклей и бродвейский мюзикл, снято четыре телесериала и четыре полнометражных фильма. В сюжете есть некая сила, заставляющая нас вновь и вновь возвращаться к этой истории. Писательница Элисон Лури говорит: «Фрэнсис Элиза Бёрнетт рассказала одну из тех историй, в которых описываются скрытые фантазии и стремления. Эти истории воплощают мечты всего сообщества, игнорируя коммерческий успех, чтобы стать культурным феноменом».
Действительно, в сюжете книги есть что-то простое и в то же время универсальное. Одинокий ребёнок в укутанном туманом поместье находит секретный сад, некое потайное место, в котором может восстановить свои силы и залечить душевные раны силами самой природы и дружбы. Это одна из величайших историй об искуплении.
К чему ещё один «Таинственный сад», спросите вы? Что ж, прошло уже 27 лет с последней полнометражной экранизации. Появилось новое поколение детей, не знакомых с этой таинственной, увлекательной и поучительной историей. Кроме того, теперь мы стали ещё дальше от природы, и необходимо напомнить о ее важности и ценности.
Наша экранизация по-своему уникальна: картина получилась более предметной, зрители будут следить за разворачивающимся сюжетом глазами Мэри. Границы между воображаемым и реальным мирами становятся более иллюзорными, чем в предыдущих фильмах.
Наш сад также претерпел кардинальные изменения и теперь во многом зависит от детей: мы выдвигаем предположение, что окружающий мир живой природы реагирует на настроение персонажей, словно они могут силой воображения общаться с окружающей средой. Волшебство сада стало подчиняться неким принципам магического реализма.
Помимо прочего, мы снимали фильм по-другому. Вместо того, чтобы выбирать локации у обочины М25 и разбивать сад на натурной площадке на студии, мы хотели создать более дикую, расширенную версию сада, ограниченную лишь воображением Мэри. Мы решили снимать картину в самых известных садах по всей Великобритании, чтобы попытаться запечатлеть многогранную красоту природы.
В процессе съёмок мы исколесили всю Великобританию. Мы работали на фоне заброшенных аббатств и болот Северного Йоркшира, удивительных живых арок и заливных лугов в саде Боднант в Северном Уэльсе, гигантских деревьев субтропических садов Треба Гарден в Корнуолле.
Мы побывали на таинственных доисторических торфяниках лесопарка Пазлвуд в лесу Дина и в удивительных висячих садах поместья Айфорд Мэнор в Сомерсете, и этот список можно продолжить. Хочется верить, что нам удалось запечатлеть природу во всём её многообразии и именно так, какой её видят дети. Мы черпали вдохновение именно в настоящих садах, не полагаясь на сгенерированные компьютерной графикой спецэффекты.
Одним из ключевых изменений стал перенос времени действия истории. Изначально события сюжета происходили в 1911 году. Мы же решили, что современным детям больше понравится, если мы выведем сюжет за пределы эдвардианской эпохи, но при этом сохраним атмосферу прошлого. В конечном итоге мы остановились на 1947-м, сразу после окончания Второй Мировой войны. Таким образом мы смогли объяснить трагедию Мэри – она могла потерять своих родителей во время вспышки холеры в период раздела Британской Индии на Пакистан и Индийский Союз. Поместье Мисселтуэйт всё ещё не может оправиться от эха войны, поскольку в особняке располагался военный госпиталь. Скорбь пропитывала Мэри не только изнутри, но и окружала её снаружи.
Мы решили отказаться от некоторых второстепенных персонажей, чтобы сделать акцент на ключевых для сюжета отношениях. Нам была важнее психологическая драма скорбящего Арчибальда, проецирующего свою депрессию на своего больного сына Колина. Мальчик страдал от делегированного синдрома Мюнхгаузена, который стал основой сюжета оригинальной истории. Мы стремились лучше разобраться в тайнах семейного горя, которое пропитывало Мисселтуэйт. Благодаря призракам прошлого, не отпускающим персонажей картины, сюжет стал походить на своеобразную историю о привидениях.
Феноменально талантливые актёры и закадровая команда работали сообща, чтобы получился качественный фильм, в котором дизайн, костюмы, постановка и музыка гармонично сочетались бы друг с другом.
Картина «Таинственный сад» не только о детях, но и о детстве. Надеемся, что взрослым будет интересно вернуться в их собственную молодость, а новому поколению юных зрителей – погрузиться в таинственную историю. Зрители будут впечатлены открывающимися их взглядам тайнами и тем, на что способна надежда.
О работе над фильмом
Книга Фрэнсис Элизы Бёрнетт «Таинственный сад» была впервые целиком опубликована в 1911 году, а с ноября 1910 по август 1911 года публиковалась частями в журнале The American Magazine. Роман, действие которого происходит в Йоркшире, считается классикой английской литературы.
Придумывая свою историю, Бёрнетт использовала необычный подход, превратив главную героиню из традиционно несчастной, вызывающей жалость сироты в очень своенравную девочку. Исследуя таинственный сад, Мэри учится лечить собственные душевные раны. Это отнюдь не история о всеисцеляющей силе любви. Эта история о преображении, в которой затрагиваются темы ограниченной дееспособности и всепобеждающей силы природы. Это приключенческая история для юных читателей, наполненная различными трудностями и необычными поворотами сюжета, как и большинство детских историй.
Продюсеры Рози Элисон и Дэвид Хейман из компании Heyday Films рассмотрели в истории темы, которые будут интересны зрителям всех поколений. «У этой книги есть некая власть над нами, заставляющая нас возвращаться к ней снова и снова», – признаётся Элисон. – В самой идее таинственного сада есть что-то предельно простое, но вместе с тем универсальное – одинокий ребёнок в безрадостном поместье находит потайной сад, секретное место с магической целебной силой и исправляет свою жизнь при помощи природы и дружбы».
«Это очень трогательная история, – продолжает продюсер. – Я думаю, каждый сможет уловить основной посыл сюжета, который состоит в том, что любой из нас может найти такое потайное место, и если открыть дверь, всё вокруг зальёт солнечный свет, всё изменится и расцветёт. Тема поиска пути к собственному внутреннему раю знакома каждому из нас».
«Это одна из великих сказок о спасении, и во многом эта история очень взрослая, – добавляет Элисон. – Мы считаем, что картина в первую очередь заинтересует женщин, хотя во время опросов мы были поражены, насколько много мужчин признались, что им понравился «Таинственный сад»».
Элисон приводит очень наглядный пример. Колин Фёрт, сыгравший Арчибальда Крэйвена, дяди Мэри, был настолько воодушевлён сценарием, который ему прислали из Heyday, что решил прервать свой отпуск, чтобы получить роль. «Колин прочёл сценарий и не смог отказаться, – утверждает продюсер. – Его до глубины души тронула эта история».
Хейман считает, что новая экранизация будет универсальна в восприятии зрителями, как и фильмы о Гарри Поттере, которые он продюсировал. «Мы делали фильм не только для детей младшего школьного возраста, но и для взрослых, таких как я, для людей, которым по шестьдесят, семьдесят и больше», – улыбается продюсер.
«Сегодня мы ещё больше отдалились от природы, – говорит Элисон, – хотя нуждаемся в ней больше, чем, когда бы то ни было. Тем полезнее станет история о маленькой дверце, через которую можно пройти и раскрыть в себе потенциал, о котором и мечтать не приходилось. Надеюсь, наш фильм станет значимым психологическим исследованием, наглядно демонстрирующим то, какими должны быть отношения с природой».
Сценарий новой экранизации Элисон и Хейман предложили написать Джеку Торну, именитому сценаристу, в послужном списке которого множество фильмов не только о превратностях детства, но и об изоляции и ограниченной дееспособности. В их числе фильмы “Чудо” и “Книга скаутов для мальчиков”, сериалы «Молокососы» и Cast Offs, а также спектакли «Впусти меня» и «Гарри Поттер и Проклятое дитя».
«Когда берёшься за работу над таким материалом, как “Таинственный сад”, трудно избавиться от мыслей: «Получится старая добрая классика, которую смотришь в воскресенье за чашкой чая», – говорит Элисон. – Нам же хотелось снять что-то современное, что было бы актуально и имело определённый резонанс. У Джека есть свой вполне современный стиль. Он умеет описывать детские эмоции и манеру разговора. Кроме того, он крайне заинтересован темой обездоленных детей и инвалидов. Достаточно сказать, что он написал пьесу «Впусти меня» для театра Royal Court. Учитывая всё это, мы решили, что он справится. У Джека большое сердце и ранимая душа. Он умеет быть мягким, лиричным и спонтанным, поэтому мне хотелось верить, что «Таинственный сад» зацепит его».
Торну книга понравилась ещё в детстве. Затем он перечитал её по рекомендации Heyday и понял, что в сознательном возрасте роман ему нравится ещё больше. «Это удивительная книга, – считает сценарист, – с множеством невероятных сюжетных поворотов, рассказывающая о несчастной девочке, которой удаётся найти саму себя. Перечитывая книгу, я был поражён тем, насколько мрачной она оказалась, и мне это безумно импонировало».
Особенно сценариста привлекла идея выяснить, что же сделало Мэри такой.
«Я хотел показать, что детство этой девочки было фактически разрушено взрослыми и восстановлено детьми, – объясняет Торн. – Их с Колином связывало то, что они страдали от недостатка внимания со стороны взрослых, и мне хотелось подчеркнуть этот аспект в сценарии».
И в книге, и в сценарии Торна описывается жизнь Мэри в Индии. «Мы немного времени провели в Индии, – говорит сценарист, – в фильме это будут отрывочные сцены воспоминаний. Но этого вполне достаточно, чтобы рассказать историю девочки. Её не любили так, как того заслуживает любой ребёнок, но на то были весьма сложные, недоступные детскому пониманию причины. Как бы то ни было, именно дети вернули её к полноценной жизни».
«Засаживая пепелище собственной души новыми саженцами и ухаживая за всходами новой надежды, Мэри заглядывала внутрь себя, и это крайне важно для каждого из нас, – добавляет Торн. – Кроме того, я хотел особенно отметить, как природа может изменить каждого из нас. Фильм воодушевит молодёжь выйти из дома, построить шалаш в саду или парке, и, если это случится, – прекрасно!»
Торн принялся за сценарий, а Элисон и Хейман тем временем приступили к поискам режиссёра. Им посчастливилось увлечь проектом британского сценариста, обладателя трёх премий BAFTA Марка Мандена, в фильмографии которого сериалы «Утопия», «Багровый лепесток и белый», «Сокровище нации» (над которым он работал с Торном), фильм “Печать Каина”, а также другие успешные проекты.
«О Марке мы подумали на самых ранних этапах работы над фильмом, – утверждает Элисон. – «Таинственный сад» не похож на другие его картины, отличающиеся уникальным визуальным стилем и постановкой».
«Каждый свой проект он пропускает через сердце и докапывается до самой сути психологических травм и эмоций персонажей, – продолжает продюсер. – Он снимал мрачные, унылые и провокационные телепроекты. Но при этом он очень внимательный, мягкий и душевный человек. Когда он берётся за дело, заранее знаешь, что не получится что-то приторное или приевшееся».
Манден сразу же понравилась идея.
«Сценарий Джека был классическим в плане сохранения общего настроения книги, – говорит режиссёр, – но два аспекта мне понравились особенно. Во-первых, сюжет рассказывает о нелюбимых детях, которые обретают любовь в своей дружбе и которые учатся по-настоящему впервые в жизни быть детьми. Во-вторых, в сценарии чувствовалось то же эмоциональное восприятие детских проблем, что и в книге, требовавшее очень серьёзного, вдумчивого подхода. Обычно взрослые пишут по-взрослому, у них совершенно иное восприятие скорби, чем у детей. В книге дети справляются со своими невзгодами тоже по-взрослому, и мне это кажется очень современным, в духе XXI века».
Адаптация литературной классики
«В каждой истории между строк можно рассмотреть другую историю, которую вы никогда прежде не слышали. Её могут прочитать только те, у кого хорошо развита интуиция», – Фрэнсис Элиза Бёрнетт.
Дэвид Хейман уже не впервые работает над экранизацией книги. Достаточно сказать, что он продюсировал фильмы по серии книг о Гарри Поттере.
«Мне кажется, важнее всего сохранить дух книги, а не следовать за ней слово в слово, – считает продюсер. – «Таинственный сад» – классика литературы, поэтому, конечно, какие-то краеугольные камни нужно было оставить, но мы также внесли ряд изменений. Например, мы сменили время действия, поскольку решили, что фильм от этого выиграет в визуальном плане. Но суть истории Бёрнетт мы оставили нетронутой».
«Нам показалось, что современным детям будет доступнее картина, в которой не будут мелькать эдвардианские капоры, – объясняет Элисон. – Мы решили перенести действие картины на время сразу после Второй Мировой войны, в 1947 год. Соответственно, родители Мэри могли погибнуть во время вспышки холеры в период Раздела Индии».
Это решение помогло кинематографистам создать тревожную атмосферу в особняке Мисселтуэйт. По сюжету, поместье никак не может оправиться после того, как в нём основали госпиталь для раненых солдат.
«Таким образом, казалось, что скорбью, которая снедала Мэри, было пропитано всё вокруг, – продолжает Элисон. – Каждого из персонажей так или иначе затронула война. Дом стал убежищем, стоящим особняком от всего остального мира. В таких декорациях история приобрела иной масштаб и значимость».
Кинематографисты решили пожертвовать некоторыми второстепенными персонажами, чтобы лучше передать отношения главных героев, особенно сложные взаимоотношения между Колином и его скорбящим отцом Арчибальдом.
Из повествования убрали брата Арчибальда, а также садовника. Вместе с тем Джек Торн представил новую героиню – собаку, с которой Мэри подружилась, испытывая острую нехватку внимания в первые дни в Мисселтуэйт. Именно эта собака по воле сценариста привела девочку в таинственный сад.
Кинематографисты решили более тщательно расследовать природу скорби семейства, проживающего в Мисселтуэйт. Так в фильме появилось два призрака – и в метафорическом, и в буквальном смысле. Их появление было порождено горем, печать которого лежит на всех обитателях поместья. Матери Мэри и Колина стали очень важными персонажами в сюжете. Они были сёстрами при жизни и остались неразлучны после смерти.
«В фильме появятся призраки обеих матерей, – говорит Элисон. – В финале фильма Колин и его отец Арчибальд снова станут одной семьёй. Но в нашей версии и Мэри получит шанс вспомнить родителей, пообщавшись с призраком матери».
Призраки матерей настроены миролюбиво.
«Эта история о семейных призраках, – добавляет продюсер, – история о цепях семейной безучастности, которые необходимо разорвать. Мэри нужно вылечить раны разрушенного семейства её дяди и свои собственные душевные раны».
Элисон отмечает, что в книге Бёрнетт родители Мэри кажутся безответственными – они ходят на вечеринки и совершенно не уделяют дочери внимания. «Родители умирают, и Мэри остаётся эдакой титулованной сиротой, – говорит продюсер. – После этого Бёрнетт практически не возвращалась к фигуре матери, сфокусировавшись на отношениях Колина и его отца».
«Мы же решили, что призрак матери может навещать дочку, – продолжает Элисон. – При жизни она обделяла вниманием Мэри. Поэтому мы решили вставить несколько небольших эпизодов, в которых показывали, что за внешней эмоциональной отстранённостью скрывались скорбь и депрессия».
Оказавшись в особняке Мисселтуэйт, Мэри слышит по ночам плач и думает, что это призраки солдат, умерших на больничных койках. Она находит потайную комнату и начинает слышать эхо голосов её матери и тёти. Со временем она понимает, что таинственный сад принадлежал покойной матери Колина. «В нашей истории раскрывается идея, что мы живём в окружении призраков наших умерших родственников», – объясняет Элисон.
Мандену особенно понравилась идея про призраков. «Мне хотелось создать некое ощущение страшной сказки, если можно так выразиться, – говорит режиссёр. – Наша история о девочке, которая переживает ужасную травму в Индии, теряет родителей и предоставлена самой себе. Оказываясь в Англии, в совершенно чуждой для неё атмосфере, Мэри переживает острый посттравматический синдром. Всё, что у неё есть, – её воображение».
В фильме камера переключается между полусонным состоянием Мэри и холодной, туманной реальностью. «Иногда зритель сам не понимает, где заканчивается сон и начинается явь, – объясняет Манден. – Я думаю, именно таким должно быть травматическое состояние. Кажется, нам очень точно удалось передать то, через что прошла Мэри. Наверное, это относится и к взрослым. Персонаж Колина Фёрта – Арчибальд Крэйвен – пережил такое же потрясение. В какой-то момент он совершенно отстранился от сына, заперев его в комнате, таким образом наказывая его». В конечном итоге, он тоже встретится с призраком умершей супруги.
Самые значимые изменения коснулись финала фильма. Критики сетовали на недостаточно драматичный финал в книге Бёрнетт, поэтому кинематографисты решили подлить масла в огонь, создав в финале атмосферу тревоги и опасности. Именно в эти моменты призраки всецело проявляют себя.
«Кульминационная сцена будет объята пламенем пожара, – говорит Элисон. – Есть некая аналогия с «Джейн Эйр», хотя в книге этой сцены не было. Мы посещали многие английские дома-музеи, и практически в каждом из них когда-то был пожар».
Огонь ассоциируется с очищением и возрождением дома в финале фильма, а следовательно и с возрождением семейства.
Персонажи
Мэри Леннокс – девочка с богатым воображением и завышенной самооценкой. Кинематографисты хотели видеть в этой роли актрису, пока не известную широкому зрителю. Директор по кастингу отсмотрел пробы около 800 претенденток и, наконец, выбор пал на 12-летнюю Дикси Эгерикс.
Манден искренне восхищается исключительным талантом юной актрисы: «Ей было всего 12 лет, когда мы впервые встретились, но и в свои 12 она рассуждала, как в 26, – утверждает режиссёр. – С ней было интересно говорить, можно было давать ей советы, как взрослому актёру, но при этом она сохранила детскую непосредственность, которая нам так была нужна для сцен в саду. Мне хотелось, чтобы в сценах в саду были игры и веселье, чтобы дети пачкались, гонялись за бабочками и свистели в своё удовольствие. Может быть, это звучит как-то старомодно, но для меня – актуально и по сей день. В Дикси была эта замечательная инфантильность, и я старался продемонстрировать её в фильме, хотя она играет совершенно другую по характеру героиню».
«Мне нужна была девочка, способная понять и передать всю гамму переживаний и эмоциональных перепадов, описанные Джеком в сценарии, – продолжает Манден. – При этом её истинный возраст должны были выдавать сцены, в которых Мэри одевается или пританцовывает».
Эгерикс была рада получить эту роль. «Я с трудом в это поверила, – восклицает актриса. – Мне очень понравилось то, что Мэри в начале фильма кажется очень обиженной девочкой, которой очень больно. Она потеряла всё. Но по мере раскрытия сюжета она превращается в очаровательную героиню. Она понимает, что с ней произошло, и мне было очень приятно играть такую роль. А ещё мне понравилось, что Мэри вовсе не слащава и говорит то, что думает».
«Мне кажется, в этом фильм получился феминистическим, – добавляет Эгерикс. – История рассказывается от имени Мэри, даже больше, чем в книге. И мне кажется, это очень круто».
Эгерикс отмечает, что ей особенно понравилось то, какую роль в сюжете сыграла природа и сам сад. Актриса убеждена, что это крайне актуально для детей XXI века: «Я думаю, что говорить о природе сейчас очень важно, потому что многие молодые люди, включая и меня саму, конечно, проводят много времени в своих телефонах. Фильм открыл мне глаза на то, сколько вокруг красивого и интересного. Мы всё это можем видеть и чувствовать, если отлипнем от экранов телефонов!»
«Моя мама – флорист, отец – садовод, дедушка – агроном, – продолжает актриса, – так что я выросла в семье, тесно общающейся с природой, но именно этот фильм воодушевил меня больше времени проводить на свежем воздухе».
Эгерикс читала книгу Бёрнетт, но по-настоящему её тронул сценарий Торна. «Джек мастерски переделал сюжет для современности, оставив ключевые аспекты нетронутыми, – считает она. – В сценарии чётко показывается, как люди могут измениться. Это касается и Мэри с Колином, и взрослых тоже».
Чтобы раскрыть внутренний мир Мэри, кинематографисты сделали акцент на воображении девочки (которое, к слову, было описано и в книге). Воображение несколько сглаживало одиозность героини в начале истории. Для более детальной проработки этого качества героини кинематографисты обратились к другой книге Бёрнетт «Маленькая принцесса», опубликованной в 1905 году.
«Из «Маленькой принцессы» мы позаимствовали описание воображения героини, – говорит Элисон. – Мы хотели, чтобы в центре истории было детское воображение».
Воображение и эмоциональность помогали Мэри по мере развития сюжетной линии фильма. «Отчасти это история о том, как дети начинают понимать мир взрослых, начинают видеть те сложности, с которыми предстоит столкнуться, – объясняет продюсер. – Мэри сама исправляет ошибки своего детства, воссоединяя своего двоюродного брата Колина с отдалившимся от него отцом Арчибальдом».
Арчибальд Крэйвен, дядя Мэри и хозяин поместья Мисселтуэйт, весьма загадочный персонаж. В истории он описывается, как архетип одинокой фигуры, блуждающей по замку, как в «Красавице и чудовище» или «Джейн Эйр». Эту роль было весьма непросто сыграть, поэтому кинематографисты предложили её одному из самых талантливых актёров нашего времени – обладателю премии «Оскар» Колину Фёрту.
Фёрт прервал отпуск, чтобы получить роль. «Я думаю, Колин по-настоящему отважен, если взялся за амплуа убитого горем Арчибальда, – говорит Манден. – Он тщательно исследовал тему мужской скорби. Арчибальд – не из тех персонажей, которые нравятся зрителю. Если это и случится, то только благодаря тому, насколько тщательно Колин проработал свою роль и насколько много самого себя отдал герою».
Дэвид Хейман соглашается с коллегой: «Благодаря таланту Колина зритель будет проявлять к его персонажу симпатию, переживать за него. Нам несказанно повезло заполучить звезду не только британского кинематографа, но и мировой величины».
По словам Фёрта, играть такого персонажа, какой был описан в сценарии Торна, было очень интересно. «Он очень загадочен, – объясняет актёр, – и он отнюдь не сразу появляется в кадре. Знакомство Мэри со своим дядей не на шутку пугает девочку. В глазах Мэри он кажется каким-то монстром. Приехав в Мисселтуэйт, Мэри оказывается в жестоком, опустошённом мире полном отчаяния. Поместье стало таким благодаря Арчибальду».
«Такие роли мне крайне интересны, потому что приходится прочувствовать все нюансы самому, пропустить их через себя, – продолжает Фёрт. – Арчибальд тяжело переживает утрату любимой супруги, однако он позволяет свой скорби перерасти в ужасную, разрушительную силу».
Фёрт уточняет, что пагубность состояния Арчибальда повлияла на всех и всё вокруг него: «Он позволил скорби разрушить самого себя и всех, кто был ему близок. Сад, дом, сын и все люди, которые работали в поместье, – тлетворное воздействие скорби Арчибальда затронуло всех».
Фёрт убеждён, что всепожирающая скорбь Арчибальда возмутительно эгоистична: «Он забыл обо всех или, по крайней мере, заставляет себя забыть обо всех. Он делает близким больно, проецируя на них ненависть к самому себе. Его сын стал первым, кто попал под воздействие депрессии, порождённой самобичеванием Арчибальда».
Колин Крэйвен – сын Арчибальда и второй по значимости детский персонаж в фильме «Таинственный сад». Мальчик прикован к своей постели стараниями скорбящего отца. Ему действительно требуется лечение, которым становится дружба с Мэри и последующие выходы в сад. Сыграть роль Колина кинематографисты предложили Эдану Хэйхёрсту.
«Когда Эдан пришёл на прослушивание, я подумал, что в том, как он читал, было что-то уникальное, – вспоминает Манден. – Он произносил слова с акцентом, который можно было услышать в 1940-е, так же, как говорили дети в старых фильмах. Я подумал, что эта была очень достойная находка для юного актёра».
«После прослушивания мы с ним поговорили – на самом деле, никакого акцента не было, – продолжает режиссёр. – Я спросил, откуда появился этот акцент, а он ответил, что смотрел на YouTube много старых фильмов и просто скопировал акцент у детских персонажей этих картин. Он уже был готов к роли!»
Миссис Медлок, экономка в особняке Мисселтуэйт. В книге Бёрнетт она описывается бескомпромиссной, острой на язык женщиной. Однако кинематографисты решили сделать этого персонажа более глубоким и уязвимым. Амплуа предложили дважды номинированной на премию «Оскар» Джули Уолтерс. Она уже работала с Торном и Манденом на съёмках сериала «Сокровище нации», а с Хейманом встречалась намного чаще, поскольку снималась в семи фильмах франшизы о Гарри Поттере и в обоих фильмах «Приключения Паддингтона».
Хейман был рад, что удалось заинтересовать актрису:
«Это просто фантастика. Зритель чувствует её героиню и непроизвольно начинает переживать за неё. Может показаться, что в нашем фильме Джули досталось мрачное, а периодически даже пугающее амплуа, поскольку она не позволяет главной героине делать то, что хочет. Во всяком случае, миссис Медлок авторитарна. Но, учитывая то, что роль сыграла Джули, мы смогли одним выстрелом убить двух зайцев. Она может показаться жестокой, но и в её жестокости просматривается гуманность. Она не просто хладнокровная, озлобленная женщина. Джули смогла сделать персонажа весьма многогранным».
Манден берётся утверждать, что Уолтерс – одна из лучших актрис из всех, с кем ему доводилось работать. «Она способна на всё, – говорит режиссёр. – Во время обсуждения персонажа миссис Медлок я особо отмечал, что не хочу, чтобы она была карикатурной злодейкой. Она – хранительница этого дома, верная помощница Арчибальда, а в книге, помимо прочего, она описана женщиной, не прощающей ошибок. Однако Джули удалось привнести в её образ уязвимость, загадочность и юмор, которые она искусно спрятала за маской».
С самой первой встречи миссис Медлок поняла, что с Мэри ей будет непросто.
«Впрочем, она не злится, а скорее сконфужена и отстранена, – отмечает Манден. – Это получилось очень забавно. Джули многое смогла передать своей актёрской игрой. Не думаю, что многие способны на такое».
По словам Уолтерс, ей очень понравилось, какой создал её героиню Торн. «Во многом она – представительница викторианской эпохи, – говорит актриса. – Она предельно лояльна и, наверное, даже немножко влюблена в Арчибальда. Моя героиня готова на всё, чтобы защитить Арчибальда и его дом».
Управлять таким большим особняком – задача не из лёгких. «Она пытается наладить быт, чтобы всё вернулось на круги своя, чтобы особняк стал таким же, каким был до трагедии, – объясняет Уолтерс. – Ей приходится как-то справляться с Арчибальдом и его депрессией, с его изменившимся мировоззрением. Ничего удивительного в том, что в её характере проявляется нервозность».
Уолтерс отмечает профессионализм и эрудированность Эгерикс – с юной актрисой было приятно работать в кадре и общаться за его пределами. «Большую часть сцен мы играли вместе, – вспоминает Уолтерс. – Дикси очень талантлива и умна для своих лет. Во многом наша работа была совершенно не похожа на обычные съёмки с детьми. С ней и поговорить было интересно».
«Кроме того, отношения миссис Медлок и Мэри очень интересные, – добавляет Уолтерс. – Мою героиню приводит в полное замешательство и то, как Мэри говорит, и то, как она смотрит на мир. Между ними всегда происходит молчаливое противостояние, поскольку миссис Медлок пытается как-то справиться с маленькой бунтаркой».
Свою природную дикость Мэри усмиряет, подружившись с Диконом, который немногим старше её. Брат горничной любит гулять на свежем воздухе и помогает Мэри сблизиться с природой, рассказывая ей о саде. Дикона сыграл Амир Уилсон, которого недавно можно было увидеть в сериале студий BBC и HBO «Тёмные начала». Его сестру Марту сыграла Айзис Дэвис.
«Я просмотрел множество проб мальчиков на роль Дикона, но выбрал Амира, – вспоминает Манден. – У него уже был опыт работы на театральной сцене, не говоря уже о том, что с ним просто приятно работать, ведь он способен поддержать разговор практически на любую тему. С Айзис я уже работал раньше, так что заранее знал, кому предложить амплуа Марты. Ребята отлично поладили».
А теперь самое время посмотреть фильм “Таинственный сад” (The Secret Garden), чтобы окунуться в мир магии и детства и подружиться с персонажами новой сказки.