Кинокартина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», снятая давным-давно, вызывала у самого создателя двойственные впечатления. С одной стороны, за создание фильма режиссер получил ожидаемый почет. С другой, Ромм почему-то эту свою работу не очень-то любил. Истинные причины недовольства мастера раскрылись лишь после его смерти.
Сюжет картины
В сценарии рассказывалось о судьбе француженки, актрисы, у которой сын в годы войны стал сотрудничать с немцами. Этот замысел Ромм воплотил совместно с Евгением Габриловичем. Писали в конце сороковых. Понятно, что тогда в СССР катастрофически не хватало средств на многие вещи, культуру в том числе.
Поэтому сценарий пролежал «под сукном» несколько лет. Пока не наступило, наконец, долгожданное относительно спокойное время: страну восстановили после войны, а литераторы, кинематографисты смогли воплотить свои давние замыслы.
«Убийство на улице Данте»
В будущей картине главную героиню, Мадлен Тибо, должна была сыграть супруга Ромма, Елена Кузьмина. В связи с тем, что вскоре вступили в действие определенные обстоятельства, актрису пришлось срочно менять. Причем не один раз.
Проблема возникла и с подбором исполнителя на роль сына героини. Так в картине появился совсем еще юный Михаил Козаков. Тот, в свою очередь, привел еще одного персонажа. Им стал Валентин Гафт. Так был решен вопрос с кастингом на роль Шарля и его друга. А Иннокентия Смоктуновского приметила сама Кузьмина.
Съемки картины
По устоявшейся традиции, все фильмы о загранице снимались в Прибалтике. И в этот раз Ромм вместе со съемочной группой выехал в Ригу. Европейская архитектура отлично укладывалась в замысел. Оставалось только развесить вывески, соответствующие замыслу режиссера.
Как раз к тому времени вышел запрет на участие в съемках близких родственников постановщиков. Поэтому необходимо было срочно искать замену Елене Кузьминой. Новой Мадлен стала Элина Быстрицкая. И здесь возникла проблема: актриса в кадре никак не годилась в матери Михаилу Козакову, игравшему ее сына.
Вопреки всем аргументам Ромм не прервал работу над фильмом. Пока в очередной раз не вмешались жизненные обстоятельства: Быстрицкая достаточно тяжело заболела. Поэтому опять пришлось делать замену. И заново переснимать весь материал. Получилось, что часть эпизодов в смонтированной картине осталась с Быстрицкой, а в части снялась Евгения Козырева. К счастью, публика ничего не заметила.
Выход в прокат и разочарование Ромма
В СССР фильм пользовался колоссальным успехом. А трое молодых актеров, Козаков, Гафт и Смоктуновский получили таким образом путевку в жизнь. Недовольным оставался только сам Ромм. Ему не давала покоя какая-то мелочь. Несущественная деталь, которая портила все.
Никто ничего не мог понять. Оказывается, режиссер достаточно самокритично относился к своему творчеству. И после откровенной рецензии своих студентов (а среди них были Шукшин и Тарковский) только укрепился во мнении, что фильм провалился.
Ромм решил, что, по сути, кинолента слишком вторична. Изобилует какими-то уже избитыми клише. И не представляет художественной ценности. «Убийство на улице Данте» стало эпохальным, поскольку после этой картины Михаил Ильич на некоторое время отошел от кинематографа. И решил снимать только про СССР, реалии, какие-то актуальные события.
Я давным давно.видела этот фильм. Понравился