Смысл фильм под названием «Мама» с Дженнифер Лоуренс не ясен с первого раза. Эта картина заставляет зрителя думать, размышлять, анализировать увиденное на экране. Режиссер Дарон Аронофски известен своим необычным подходом к решению поставленных художественных задач. Вот и этот фильм не стал исключением. «Маму» трактуют по-разному. Здесь есть место библейским и общечеловеческим смыслам.
Сюжет фильма
Картина начинается со странного, на первый взгляд, действа. Кто-то ставит на стол кристалл, одновременно на глазах восстанавливается сожженный дом. Наконец, в уютной кровати просыпается главная героиня, роль которой исполняет Дженнифер Лоуренс. Она – жена поэта, которого играет Хавьер Бардем. Поэту нужно творить, а жена занимается домом. Она ремонтирует сломанные вещи, налаживает быт, готовит ужин.
Неожиданно к паре заглядывает фанат творчества мужа. Он так подобострастен, что создатель не может отказать ему в ночлеге. Затем за гостем приходит его жена. Она груба, непокорна, ведет себя так, будто это ее дом. Героиня чувствует себя ужасно. Она не рада гостям, но не может достучаться до мужа, который остается радушным хозяином, несмотря ни на что.
После супругов в дом приходят их дети. Во время ссоры один брат убивает другого. Начинаются разбирательства, приезжает полиция. На этом фоне к дому пробирается толпа фанатиков, которые недовольны творчеством героя Бардема. Главной героине становится все хуже, она хочет спрятаться, но не может.
Одновременно с этим наступает время ее родов. Она рожает ребенка, но фанатики подхватывает его на руки, а затем случайно убивают. Героиня в отчаянии: она видит мужа где-то далеко внутри этого хаоса, не может ничего сделать. Но неожиданно становится сильной и агрессивной. Героиня взрывает дом. Но при этом сама сгорает вместе с ним.
Главные герои
У персонажей нет имен. Они никак не называют другу друга. Главную супружескую пару, собственников дома, сыграли Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс. Фаната и его жену исполнили Эд Харрис и Мишель Пфайфер.
Каков скрытый смысл
Если смотреть фильм, не обращая внимания на отсылки и пасхалки, то он может показаться хаотичным. С одной стороны, здесь выдержаны все принципы современности. У супругов есть телефон, они пользуются водопроводом, электричеством, вызывают полицию, чтобы та решила проблема взлома. Но, с другой стороны этот дом существует как бы вне времени. Локации вне дома не доступны ни зрителю, ни героям. Все действия сосредоточены внутри дома.
После тщательного анализа становится ясно, что картина может иметь несколько равноценных трактовок, при этом все они будут верными.
В первую очередь, это библейские мотивы. Герой Бардема – это Господь, который привык к почитанию, но при этом охотно уступает людям свой дом. Те, кто пришел к нему, очевидно, Адам и Ева. Режиссер ловко указывает на это тем, что у мужчины есть шрам на месте одного ребра.
Дети пары – это братья Каин и Авель, где один из них убил второго. Фанатики – люди, забравшие Иисуса и ставшие причиной его смерти.
Другая трактовка – природа в виде женщины, которая терпит катаклизмы, потопы, но, в конце концов, взрывается, чтобы запустить новый цикл. Одна из деталей, которая указывает на этот вариант трактовки, – то, как героиня постоянно прислушивается к дому. Она находит раны, повреждения, но предпочитает прикрывать их ковриками или лоскутами, как бы надеясь на самолечение.
Третий вариант – демонстрация токсичных отношений внутри семьи, которые проходят через разные испытания, чтобы затем все начиналось по новой. Пример сложностей внутри современной семьи – демонстрация патриархата, отсутствие уважения. Супруг не прислушивается к жене, хотя создает видимость того, что любит ее.
Объяснение концовки
Для поэта музой остается женщина на протяжении всего фильма. Только концовка вносит ясность. Герой Бардема восстанавливает дом, ставит кристалл на стол, который извлечен из сердца любимой женщины. Теперь сердце будет вновь вдохновлять его. При этом в кровати обновленного дома просыпается совершенно другая женщина. Это символ обновления, начала нового цикла.
Режиссер как бы приглашает вновь посмотреть на то, как люди сами уничтожают себя в этом жестоком мире. Но не стоит отчаиваться, говорит режиссер, потом все начнется с того же момента.