AT ETERNITY’S GATE
16+
Страна: США, Швейцария, Франция, Великобритания, Ирландия
Жанр: драма, биографический
Режиссура: Джулиана Шнабеля
Дата премьеры: 3 сентября 2018 – мир, 7 февраля 2019 – российская
Роли исполнили: Уиллем Дефо – в роли Винсента Ван Гога(“Миссисипи в огне”, “Аквамен”, “Отель Гранд будапешт”, “Белые пески”), Матьё Аммальрик – доктор Поль Гаше (“Непотопляемые”, “Завтра и каждый день”), Руперт Френд – Тэо Ван Гог (“Распутник”, “Смерть Сталина”, “Сепарация”, “Простая просьба”), Анн Косиньи – учитель (“Вишневый сад”, ), Оскар Айзек – Поль Гоген (“Робин Гуд”, “Эволюция Борна”, “Из машины”, “Аннигиляция”), Эмманюэль Сенье – мадам Жину (“Горькая луна”, “Жизнь в розовом свете”, “Большое алиби”), Мадс Миккельсен – священник (“Доктор Стрэндж”, “Опасная иллюзия”, “Королевский роман”), Владимир Косиньи – доктор Феликс Рэй (“Завтра”, “Дикие травы”), Стелла Шнабель – Габи (“Френк и Лола”, “Ты не будешь скучать по мне”), Нильс Ареструп – Мэдмен (“Пророк”, “Лазурный берег”), Амира Касар – Йоханна Ван Гог (“Назови меня своим именем”, “Сильвия”) и другие
Рейтинг КиноПоиск – 7.1, IMDb-7.10
Дата выхода на российские экраны фильма “Ван Гог: На пороге вечности” (2018) – 7 февраля 2019 года, противоречивые отзывы зрителей об игре актёров и визуальной составляющей картины значат лишь одно – это стоит увидеть своими глазами. Эта работа Джулиана Шнабеля не расскажет всю биографию великого живописца, она лишь покажет, что значит быть художником во всех проявлениях. Без романтизации образа гения, его глазами на мир и на себя – того, чьи мысли занимает только вечность.
“Я следую за святым духом, подчиняясь здравому рассудку. Я хочу создать картины, которых МИР ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ”.
Искусству необходима хотя бы капля безумия
Для начала стоит сказать, что это не байопик про Винсента Ван Гога, ведь факты биографии известного художника прекрасно известны всем интересующимся. Создатели решили рассказать о тех эпизодах из жизни живописца, которые были оставлены без внимания биографами и долго оставались укрыты от историков. В сценарий прописали лишь последние годы жизни художника-отшельника, когда он окончательно понял, что видит окружающий мир иным, и его творения совсем не похожи на картины живописцов-современников. Он предложил ценителям искусства иную точку зрения, но был ими отвергнут.
Перевоплощение Уиллема Дефо в образ Ван Гога – это настоящая алхимия, ведь он на самом деле вжился в эту роль. Зритель сразу заметит, что для актера великий живописец – это прежде всего обычный человек, со своими странными проявлениями и психологическими травмами.
«Дефо — единственный, кому была бы по силам такая роль, — рассказывает режиссер. — Глубина его личных исследований, физическая выносливость и богатое воображение были выше всяких похвал».
Актер основательно готовился к роли: прочел порекомендованную Шнабелем книгу Стивена Найфи и Грегори Уайта Смита «Ван Гог: Жизнь» (Van Gogh The Life), сделав заметки о самом интересном и выписав отдельные цитаты. Фактически, это была эссенция того, какой Дефо видел реализацию своей роли. Актеру даже пришлось научиться рисовать с нуля.
Визуальная составляющая фильма поражает своими красками и глубиной цвета – это настоящая ПАЛИТРА ГЕНИЯ. Зритель будто оказывается вместе с Ван Гогом в пшеничном поле, на зеленом лугу, на вершине скалы и в тени под деревом; видит, как краска ложится на холст, и рождается картина. Техника объемных мазков художника, рисунки, похожие скорее на скульптуры, нежели на живопись – все это воспринималось современниками с непониманием. Здесь почти нет статичных кадров, особенно когда проигрываются эмоциональные всплески и творческие искания живописца. Порадуют также и крупные планы, оригинальные линии, глубина оттенков и буйство красок.
Художник-изгой
На протяжении киноленты мы слышим вопрос: “Почему вы называете себя художником? Вы считаете это рисунками?” На что у героя один ответ: “Я просто люблю рисовать и должен это делать. Сколько себя помню, я всегда был только художником”. “-Это ваш дар? Вы уверены?” Ван Гога не признавали до самой смерти, считая работы безвкусицей и уродством.
“Возможно, мои картины предназначены людям, которые еще не родились…”
В фильме появляется и еще одна ключевая фигура мира живописи – Поль Гоген, известный особым подходом к написанию своих картин – он писал их по памяти, достраивая нюансы в фантазии и воображении. А вот Ван Гог рисует только с натуры, перенося на холст свое странное видение реальности.
У художников достаточно сложные взаимоотношения, это и дружба и поддержка, Винсент очень привязывается к Полю и сильно переживает его отъезд. Склонность художника драматизировать и впадать в крайности приводит к безумному поступку – отрезанию собственного уха.
Это картина не про борьбу за справедливость или жизненные трудности, она про ощущения и состояния обычного человека, который не мог жить без холста и кистей. Только так он общался с миром и чувствовал себя живым – наедине с природой и красками. Здесь чувствуется одиночество и безысходность, безумие и детская непосредственность.
Все эти состояния передает цветопередача – палитра оттенков балансировала на грани между мрачной дымкой улиц Парижа, красочной гаммой южной части Франции и кислотными Охрой и Умброй – все это воплотилось в экспериментальных тонах на полотнах Ван Гога.
Интересные факты о фильме
Что нужно знать о картине:
- Для работы над фильмом съемочной команде пришлось организовать целую мастерскую с соответствующим инструментарием. Всем руководила художница-француженка Эдит Будран, которая рисовала Дефо в стиле Ван Гога, а Шнабель затем занимался доработкой ее картин;
- Одна из сцен даже снималась в Гранд Галерее в Лувре – когда Ван Гог смотрит на картины своих предшественников (Эжена Делакруа, Паоло Веронезе и Франса Халса) и понимает, что его взгляд на искусство сильно отличается от них;
- У всемирно известного художника и актера была внушительная разница в возрасте – 26 лет. Уиллем снимался в картине в свои 63, а вот Ван Гогу на момент смерти было всего 37 лет;
- Шнабель — не только режиссер, но и сам художник. Он хорошо разбирается в живописи и без труда проводит параллели между различными произведениями искусства, давая фору даже именитым искусствоведам;
- Идея фильма “Ван Гог: На пороге вечности” родилась в музее Орсе на экспозиции «Ван Гог/Арто в Музей Самоубитый обществом», куда Шнабель позвал своего товарища Жана-Клода Карьера, знаменитого сценариста и актера из Франции. Во время обсуждения картин у кинематографистов родилась идея снять фильм о художнике, при этом являясь самим же художником;
- Уиллему Дефо пришлось учиться рисовать, он впервые в жизни взял в руки профессиональные художественные кисти и наносил краски на холст. По словам актера, ему удалось сформировать свой особый взгляд на живопись в целом. Дефо даже научился самостоятельно подбирать оттенки и делать наброски. А главным инсайтом стало то, что живопись — это так называемый парадокс, это комбинация вдохновения, импульса, отработанных техник и долгих тренировок, а затем и обязательного отказа от этих самых тренировок;
- Были сняты несколько сцен и в монастыре Сен-Поль-де-Мозоль, в котором “настоящий” Ван Гог провел несколько месяцев, а именно в его личной комнате;
- Оператор (Бенуа Деломм) иногда отдавал камеру Дефо, чтобы тот сам снимал сцены от первого лица. Также много сцен киноленты снимались с плеча и при помощи устройств, обеспечивавших оператору максимальную мобильность. Деломму даже приходилось несколько раз бежать за актером, когда тот вживался в роль и полностью отдавался процессу, забыв, что это игра. В эти момент приходилось быстро прижимать камеру к земле, а в следующее мгновение поднимать высоко над головой.
Просмотр киноленты похож на экскурсию в музей – почти два часа просмотра картин великого художника и возможность взглянуть на мир его глазами, сквозь призму восприятия отрешенного гения.
Отзывы о фильме-биографии “Ван Гог. На пороге вечности” (2018) , с датой выхода в России 7 января 2019, не будут равнодушными, игра актёров и визуальная составляющая поражают своей глубиной и оригинальностью. Ниже можно посмотреть трейлер картины на русском языке.