Давным-давно, когда деревья были большими, а Светлана Алексиевич еще не стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, я прочла ее «Чернобыльскую молитву». Сказать, что это впечатляющая вещь – не сказать ничего. Но речь сейчас не о ней (хотя сценарист сериала «Чернобыль» (2019) от НВО и взял кое-что из произведения). Речь о двух совершенно различных по жанру, смыслу и восприятию фильмах, которые затронули чернобыльскую тему. Прочитав отзывы, захотелось написать свою рецензию к сериалу Чернобыль (2019).
Часть первая. Сериальная
О сериале «Чернобыль», созданном Крейгом Мейзином и Йоханом Ренком, не писал и не говорил в 2019 году только ленивый. Именно это и останавливало перед просмотром. Обычно, когда проект вызывает подобный ажиотаж – это либо попса, либо что-то действительно крутое. Очень не хотелось разочаровываться.
Любопытство победило, и, выдержав паузу, я взялась за просмотр. Как зритель, я была поражена тому, насколько досконально подошли создатели сериала к мелочам и деталям. Если какие-то киноляпы и были, то на общем масштабном фоне говорить о них мелко и нелепо. Прически, настенные часы, детали одежды и мебели – даже не верится, что западные кинопроизводители сумели настолько воссоздать советскую бытность.
Не стоит обсуждать детально каждую серию. Это нужно посмотреть самостоятельно и пережить индивидуально. А вот по общей концепции, пожалуй, пройтись не мешало бы.
26 апреля 1986 года. День, когда пусть Земля и не остановилась, но мир точно стал другим. А человечество наконец-то ощутило, что не всемогуще. Человеческий фактор, технические ошибки, совокупность обстоятельств – какая собственно уже разница, что стало точкой отсчета. Важно то, насколько реалистично и подробно описана дальнейшая жестокая череда людской глупости, из-за которой не спасли и не уберегли тысячи людей.
О, сколь многих диванных критиков зацепили эти нюансы! «Да вы что? — кричали они, — это все американская пропаганда! Не было такого! Всех посадили, все хорошо, все сразу сделали, все молодцы. Это просто наговаривают на наш доблестный народ. Да-да».
Ремарка от себя: мама рассказывала мне, как потом уже, когда раскрылась масштабность и ужас произошедшего, кусали локти жители близлежащих областей. Знаете, почему? Их выгнали на парад, а некоторые производства даже дали сотрудникам дополнительные выходные на майские праздники. Радость-то какая! А выяснилось, что очень нужно было показать – у нас все хорошо, это вы там, в своих заграницах панику забили, а у нас все хорошо.
Вернемся к фильму. Все пять серий проживаешь на одном дыхании — вот перед тобой происходит страшная трагедия. Вот ты понимаешь, что все, кто сейчас спасают мир и устраняют непоправимое, скоро умрут. Что они герои. Вот ты ненавидишь Дятлова. Вот ты понимаешь, что такое диктатура в действии. Вот ты понимаешь, как работал весь аппарат власти тогда и как работает сейчас. И люди, все эти люди, которые прошли через чернобыльский ад… И для некоторых этот поход был последним.
Сериал заставляет задуматься. Его не стоит смотреть слабонервным и не потому, что там содержатся сцены боли и ужаса с пометкой 18+. Нет, это, пожалуй, «лайт» версия кошмара, и во многих картинах есть кое-что пострашнее. Причина в другом – после просмотра возникает какое-то стойкое и тягостное ощущение опустошенности. И его надо пережить.
Часть вторая. Постсоветская
Начнем с того, что, находясь в здравом уме и трезвой памяти, я не стала бы смотреть российский фильм 1994 года с названием «Год собаки». Но его мне посоветовала подруга.
На словах: «…и вот герой Игоря Скляра и героиня Инны Чуриковой оказываются в эвакуированном поселке где-то под Припятью…». Достаточно! Надо смотреть.
Почему и кому я бы НЕ рекомендовала этот фильм – людям, чью психику травмирует весь этот колорит конца 80-х – начала 90-х, а также тем, кто плохо реагирует на тюремные и околотюремные тематики. И дополню – я отношусь к обеим вышеперечисленным категориям. Но фильм мне очень понравился.
Первые минут 20 было смотреть тяжело и скучно – многие картины, снятые на стыке СССР и РФ, настолько одинаковы, что кажется, ты это уже видел. Причем несколько раз. Но после появления в кадре Инны Чуриковой, чья героиня отличается не только некой юродивостью, но и добротой, я поняла, что досмотрю это кино.
Фильм является полной противоположностью описанному выше «Чернобылю» – масштабность противопоставляется индивидуальной истории самых обычных людей, великие дела – мелким и так далее.
В центре сюжета – отбитый напрочь уголовник, который попал в тюрьму, будучи в одной стране, а вышел из нее уже в другой. В его реальность и жизнь внезапно попадает женщина из совершенно другого мира. Она любит классическую музыку и знает совершенно все о нормах морали и нравственности. В отличие от главного героя.
Кто знает, как сложилось бы, если бы не случайное убийство, совершенное персонажем. Пара вынуждена податься в бега и случайно оказывается в заброшенном селе зоны отчуждения. Казалось бы, что может быть хуже, но поняв, что они уже обречены, герои осознают, что поселок регулярно посещают мародеры. Они продают зараженную радиацией продукцию в «здоровых» городах. Дальнейшую историю, пожалуй, рассказывать не стоит.
Жутко то, что все это может быть весьма относительным вымыслом. В мире, где хочется больше урвать и больше получить, вряд ли задумаешься о других людях и их судьбах…
Один Чернобыль, две совершенно полярные киноистории. А сколько их еще есть? Сколько их не снято? Сколько человеческих историй недосказано и останется таковыми? Множество. Безусловно, я рекомендую оба фильма к просмотру тем, кто интересуется трагедией, произошедшей в 1986 году.
Автор: Ольга Кныш
интересно, Как автор додумалась посмотреть фильм 94 года??))) даже не слышала о таком..