Перед вами необычный триллер с женским лицом, который сначала успешно маскируется под мелодраму, а после балансирует на грани хоррора и черного юмора. Американского зрителя уже успел фильм «В объятиях лжи» (Greta) в 2018 году, заслужив преимущественно положительные отзывы и рецензии. А в отечественный прокат лента выходит 21 марта 2019 года. Вы узнаете, как опасно доверять незнакомцам! Под маской хороших манер может скрываться…одержимость!
Внимание: Текст содержит спойлеры.
От оборотней и вампиров к городской страшилке
Режиссер Нил Джорждан уже получал премию Оскар за психологический триллер «Жестокая игра» в далеком 1992 году. Затем было множество фильмов про монстров. От «Компании волков» и полюбившегося отечественному зрителю «Интервью с вампиром» до истории о меняющей обличье подводной твари («Ундина»). Сейчас он снова вернулся к жанру психологического триллера в кинофильме «В объятиях лжи».
И хотя в нем нет ничего фантастического, но влияние предыдущих картин все же чувствуется. Особняк главной антагонистки фильма притаился в глухом переулке многолюдного Нью-Йорка, словно хижина ведьмы в лесной чаще, как это было в одной из сказок братьев Гримм. А его хозяйка ещё успеет проявить пусть и не сверхъестественное, но совершенно нечеловеческое поведение! «Братья Гримм могли бы написать подобную историю, если бы жили в наши дни», – отзываются о киноленте некоторые критики.
Фильм официально не причисляют к жанру хоррор, но две ведущие актрисы киноленты уже имели такой опыт, до того, как стали сниматься у Джордана. Хлоя Грейс Морец в «Телекинезе» и «Мрачных тенях», а Майка Монро в «Оно». Более того, режиссер использует некоторые приемы, которые более характерны для жанра хоррор. Когда действие на экране оказывается сном или фантазией, а зритель в какой-то момент перестает различать тонкую грань между реальным и нереальным. Как, например, в «Фантазме» или «Кошмаре на улице Вязов».
«Сценарий фильма В ОБЪЯТИЯХ ЛЖИ — из тех, от которых невозможно оторваться. В нем невероятное количество непредсказуемых сюрпризов и поворотов». Актриса Майка Монро
И, все же, самые страшные демоны внутри нас самих. Нил Джордан мастерски переводит тему одержимости из плоскости злых духов и экзорцизма в область практической психологии. Показывает, какую страшную шутку идея-фикс может сыграть с человеком, когда она «разрастается» подобно опухоли.
Ловля на… сумочку!
Сначала история кажется простой. Юная Фрэнсис МакКаллен (Хлоя Морец) находит в метро дамскую сумочку и решает вернуть её законной владелице, вместо того, чтобы просто прокутить найденные там деньги, как советует её лучшая подруга Эрика (Майка Монро). Фрэнсис знакомится и сближается с «потерявшей» сумку Гретой Хидек (Изабель Юппер). Кажется, что их набирающей обороты дружбе нет ничего особенного. У Фрэнсис недавно умерла мать, и она нуждается в заботливом и мудром человеке рядом с собой!
Тонкая психологическая игра режиссера проявляется даже в том, что оригинальное название сценария «Вдова» в американском прокате изменилось на «Грета». Мы слышим слово «вдова» и сразу думаем об убитой горем женщине. Настраиваемся на негатив. А Грета – это личность! Она реликт в мире, где поглощают фастфуд и путают венгерский с «клингонским» (вымышленный язык из научно-фантастической франшизы «Звёздный путь»).
Грета в совершенстве владеет французским, разбирается в дорогих винах, и играет Ференца Листа на фортепиано. Разве хоть что-нибудь из этого списка может вызвать подозрение? Все благодаря мастерской игре обладательницы множества наград за роли в независимом кино Изабель Юппер, которая наделяет обычную вдову новыми чертами.
«Грета – довольно непростой персонаж. Необходимо было передать всю эту увядающую красоту пожилой, но все ещё привлекательной женщины. Весьма деликатная и сложная задача для актрисы». Продюсер Джеймс Флинн
Слоган картины – «Не попадись на крючок». Момент, когда Фрэнсис постепенно очаровывается Гретой можно было длить ещё очень долго, но в киноленте все слишком быстро оборвется мрачным саундтреком и страшной находкой в шкафчике женщины. «Потерянных сумочек» в её коллекции ДЕСЯТОК. Каждая помогла добыть телефон новой молоденькой девушки. Ими Грета пытается заменить собственную дочь, которая в ужасе сбежала от матери. Всему виной – садистские методы воспитания.
Грете нужна новая дочь – любой ценой! В дальнейшем кинематографисты изменяют своему слогану. Фрэнсис быстро слезает с крючка и бежит от Греты, но теперь ей предстоит куда более сложная задача – избавиться от навязчивой подруги…
А «мама» всё видит. И «мама» придет. И «мама» тебя непременно найдет…
Оглянитесь вокруг. Жизнь в мегаполисе и современный ритм жизни изнашивают нашу психику и делают понятие «нормы» весьма расплывчатым . Адекватность поведения вашего соседа или коллеги по работе может быть лишь маскировкой, как у нашей героини Греты. Кому-то из нас приходилось встречать на работе навязчивых клиентов, постоянно задающихся одними и теми же вопросами, на которые невозможно ответить. Кто-то сталкивался с навязчивыми влюбленными, которые не бросают попыток добиться вас даже после того, как было сказано однозначное «Нет».
Некоторых из этих людей вполне можно назвать одержимыми! И дело совсем не в злых духах. В психологическом, научном смысле, одержимость – это состояние полного подчинения разума личности ОДНОЙ идее, ОДНОМУ чувству. Опасайтесь таких людей. Даже если идея, которой они живут самая светлая. Иногда благими намерениями… Опасайтесь, потому что ради реализации идеи-фикс (термин введен немецким психиатром Карлом Вернике) они готовы пойти на многое. Если и не нарушить закон, так предать или причинить иной вред…
На экране нас постепенно погружают в теорию и практику психологической, а не мистической одержимости. Одержимость наделяет «тщедушную старушку» все новыми и опасными навыками. Женщина, которая не могла завести собаку и пользоваться мобильником, оказывается способной на… похищение!.
В кадре снова дом Греты, но там открываются неожиданные локации. В кадре снова Фрэнсис, но и она ненадолго превратиться из «девочки-лунатика» в Убивашку из другой картины Хлои («Пипец»). Происходящее уже невозможно предсказать. Зритель словно заблокирован в автомобиле, который безумный таксист-режиссер ведет на бешеной скорости к одному ему ведомой цели.
«Что страшно, а что нет?»
Тестостерон на съемочной площадке отсутствовал вовсе. Это невероятно! Даже расправляясь с друг другом в кадре, как того требовал сценарий, наши актрисы дружно смеялись, когда дубль был завершен. Это было просто удивительно, – признается Хлоя Грейс Морец
Но, пожалуй, в этом и минус картины. Если бы актрисы играли по системе Станиславского, то им было бы не до смеха после ТАКИХ сцен. А так в некоторых моментах будет гарантированно смеяться уже зритель. Возможно, что непринужденное веселье после убийства и входит в клиническую картину одержимого, но, по нашу сторону экрана, не все являются знатоками психоанализа. Хоррор превращается местами в какой-то гротеск, который невозможно принять без смеха.
А вот, что действительно страшно, так это диалог в ресторане. Официант отказывается вывести безумную Грету из заведения, потому что она…. оплатила столик. Законы капитализма в действии. Деньги есть – значит ты нормален!
Пугает то, что общество беззащитно против одержимых. Невозможно доказать, что сломленная психика человека предрасположена к совершению преступления пока оно не совершено. Если хотите глубже погрузиться в тему, то перед просмотром фильма (или после) откройте книгу «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города». Подчеркиваем, большого города!
А ещё страшно – быть «без царя в голове». Проведите небольшой эксперимент в кинотеатре. Представьте, что у Фрэнсис вовсе нет никакой подруги Эрики. Это просто рациональная часть её сознания, которая слегка задавлена меланхолией, но все равно подсказывает правильный выход из ситуации. Воплощенное здравомыслие и житейский цинизм! А теперь спросите себя, какова «доля Эрики» в Вас? Спасибо Майке Монро за такого позитивного и здравого персонажа! Смотрите фильм «В объятиях лжи/Greta» (2018), оставляйте свои отзывы и рецензии, и… постарайтесь как можно реже выходить из… СЕБЯ!
Это вы правильно сказали 🙂