Фильм, в котором солдаты безжалостно убивали беззащитных щенят, — антиутопия о том, как один человек пошел против тоталитарной системы, в которой граждан лишили эмоций. Триллер вышел в прокат под слоганом «Мир, в котором эмоции караются смертью». Ключевая идея фильма — как важно создать внутри себя равновесие, ограничить негативные эмоции, но не потерять способность чувствовать, остаться личностью.
Какой это фильм, где солдаты убивали беззащитных щенят
Речь идет об американской антиутопии от режиссера Курта Уиммера. Фильм вышел в прокат в 2002 году.
О чем фильм
Действие в фильме происходит после завершения Третьей мировой войны, практически разрушившей цивилизацию. Человечество осознало, что дальнейшие войны приведут к катастрофическим и необратимым последствиям, поэтому решено было создать новый социум, который получил название Либрия. Поскольку причиной всех войн были зависть, ненависть, властолюбие и иные негативные чувства, в новом обществе людей избавили от эмоциональности.
Наступила эпоха мира. Любые эмоции под запретом, даже такие как любовь и радость. Люди ежедневно принимают препарат «Прозиум», угнетающий отделы мозга, отвечающие за эмоциональные проявления. В итоге население превратилось в биороботов. Литературные и художественные произведения под запретом, все безжалостно уничтожено. Пропаганда вещает, что отсутствие эмоциональности — цена, которую человечество заплатило за возможность мирной жизни.
Люди живут спокойно, работают, выполняют обязанности. Тех же, кто отказывается принимать препарат, называют эмоциональными преступниками. Их ждет страшное наказание — сожжение в печи. Для выискивания таких преступников организованы вооруженные отряды, называемые «Господними псами». Существует также элитное подразделение — «Тэтраграмматон», а его бойцов называют клериками. Они занимаются самыми сложными делами, превосходно владеют боевыми искусствами, а самые талантливые даже наделены даром определять людей с эмоциями.
Один из таких талантов — клерик Джон Престон. Он был безупречным служащим, пока одним прекрасным утром не выронил ампулу «Прозиума». Оставшись без суточной дозы препарата, Престон начинает испытывать давно забытые эмоции, в том числе связанные с гибелью его жены, которую признали эмоциональной преступницей. Так началось внутреннее преображение Престона, которое привело его к борьбе с тоталитарным режимом.
Самые яркие и запоминающиеся моменты
Пусть фильм эмоционально сдержан, но в нем играют не только актеры, но буквально все: окружающие предметы, музыкальное сопровождение, антураж. Каждая сцена представляет собой полноценное произведение, поэтому при просмотре фильма кажется, будто он гармонично соткан из нескольких отдельных повествований. В фильме переплелись драма, антиутопия, боевик, детектив, экшн, поэтому каждый зритель при просмотре найдет что-то важное и интересное для себя.
Если сосредоточиться не только на сюжете, но и на визуальной составляющей, то можно поразиться, насколько тщательно проработан каждый кадр. Ракурсы подобраны безупречно, персонажи находятся в наилучших точках сцены, визуальная составляющая стильная, антураж выдержан в серых оттенках, грамотно разбавленных другие колерами в зависимости от сюжетного момента. Складывается ощущение, что постановщики увлекаются геометрией, настолько все правильно и симметрично. Боевые сцены проработаны безупречно. Каждое движение отточено, как в балетной хореографии.
Сильнейшая сцена антиутопии — когда Джон Престон приходит к осознанию, что он не бездушное оружие убийства, а личность. Это момент, когда Престон начинает безудержно рыдать, слушая музыку в убежище повстанцев. Это переломная сцена в фильме, в которой умирает клерик, но рождается человек Джон Престон, осознающий, что эмоции — источник не только боли и страданий, но и невыразимого счастья.
Финал получился небанальным. Он вроде бы неопределенный, но сосредоточенный зритель может кое-что подсмотреть в глазах Джона Престона. Во взгляде бывшего клерика огромный спектр эмоций. Остается думать, что будет дальше. Или воцарится новая диктатура, еще более страшная, или Престон предпочтет тихую и спокойную жизнь.
Актеры и роли
Ключевые роли в фильме сыграли:
- Кристиан Бэйл — клирик Джон Престон;
- Эмили Уотсон — эмоциональная преступница Мэри О’Брайен;
- Шон Бин — опальный клирик Эррол Партридж;
- Тай Диггз — клирик Эндрю Брандт;
- Шон Пертви — лидер нового общества «Отец», которого видят только на экранах;
- Ангус Макфадьен — консул Дюпон, захвативший реальную власть;
- Уильям Фихтнер — лидер повстанцев Юрген;
- Мария Пия Кальзоне — жена Джона, Вивиан Престон;
- Мэттью Харбор — сын Джона, Робби Престон;
- Эмили Сиверт — дочь Джона, Лиза Престон.
Как оценили фильм зрители
Профессиональные критики оценили фильм неоднозначно. На Rotten Tomatoes антиутопия получила 41 % одобрений. На Metacritic критики поставили фильму 33 балла из 100. А вот зрители оказались куда благодушнее, большинству антиутопия пришлась по душе.
На сервисе «КиноПоиск» зрители оставили 83 % положительных, 7 % отрицательных и 10 % нейтральных отзывов.
Из положительных моментов зрители отмечают зрелищность, отличную режиссерскую и операторскую работу, множество красивых, впечатляющих, динамичных сцен, качественную экшн-постановку, удачный подбор музыкального сопровождения, особенно для сцены, где звучит Бетховен, и потрясающую актерскую игру Кристиана Бэйла.
При том, что большую часть экранного времени Джону Престону приходится ходить с «каменным» лицом, актер сумел ярко и детально прописать личность своего персонажа, его внутреннюю эволюцию. Также отлично справилась с ролью Эмили Уотсон, в фильме она говорит мало, но ее взгляды и жесты раскрывают все, что нужно. Шон Бин замечательно сыграл жертву власти.
Из зрительских замечаний нужно отметить, что идея фильма определена с первых кадров, никакой интриги нет. Также есть некоторые мелкие недоработки, не портящие общее впечатление о фильме. Например, принимающие препарат люди не испытывают эмоции, но то и дело у персонажей проскальзывают усмешки, «огоньки» зависти и негодования в глазах.
Рейтинги
Зрительские рейтинги указывают на преимущественно положительное восприятие фильма:
7,9 балла из 10 по «КиноПоиску»;
7,4 балла из 10 по IMDb.
Сюжет каких фильмов похож на этот
Описанный фильм называется «Эквилибриум». Его название переводится с латыни, как «равновесие».
Наиболее похожи на «Эквилибриум» по сюжету фильмы: «1984», «451° по Фаренгейту» 1966 года, «Код 46» 2003 года. По постановке боевых сцен «Эквилибриум» такой же зрелищный, как «Матрица».
Также любителям подобных сюжетов могут понравиться фильмы: «Особое мнение» (2002), «Потрошители» (2009), «Дивергент» (2014), «Гаттака» (1997), «Посвященный» (2014), «Остров» (2005), «Неуместный человек» (2006), «Элизиум: Рай не на Земле» (2013), «Время» (2011).