Олегу Стриженову 92 года: как живет сын полководца и легендарный советский актер, который 45 лет счастлив в браке с известной актрисой Лионеллой Пырьевой, ставшей его третьей женой. За что актер получил медаль в 16 лет, кого считал своим примером и почему в последний момент отказался воплощать образ Андрея Болконского в культовой кинокартине «Война и мир».
Биография Олега Стриженова
Олег Стриженов – народный артист СССР, актер театра и кино, который стал знаменитым после легендарной роли Овода. Обладающий уникальным сочетанием красоты и внутреннего благородства, Стриженов быстро стал настоящим советским секс-символом.
Происхождение
Олег Стриженов родился в 1929 году в семье военного Александра Николаевича и бывшей ученицы Смольного института благородных девиц Ксении Алексеевны. По сути, отец Стриженова «отбил» мать у ее начальника, за которым она была замужем на момент их знакомства. У Ксении Алексеевны был сын Борис от первого брака, общих детей у супругов было двое: старший Глеб и младший Олег.
Стриженовы жили на Дальнем Востоке, и только в 1930-х годах отца перевели в Москву. Глеб увлекся походами в кинотеатр «Авангард», после которого влюбился в кино и твердо решил стать актером.
Борис вместе с отчимом ушел на фронт, где вскоре погиб. Узнав об этом, Глеб подделал данные в метрике и тоже отправился воевать. Однако парня быстро комиссовали: почти сразу же он получил тяжелое ранение, и был признан негодным к дальнейшей службе. Олег восхищался храбростью и силой духа старшего брата и старался во всем ему подражать.
Образование
В военные годы Стриженов окончил Театральное художественно-техническое училище, где получил профессию кинотехника. Его старший брат Глеб, который был для Олега примером во всем, стал театральным актером, и он тоже решил поступать в театральное училище им. Бориса Щукина. Во время обучения студенту доверяли главные роли: он играл Ромео в постановке «Ромео и Джульетта», самозванца в спектакле «Борис Годунов».
Карьера
Во время войны юный Стриженов работал механиком аппаратуры в Научно-исследовательском кинофотоинституте. В 1945 году, когда Олегу едва исполнилось 16, он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
После окончания училища актер по распределению попал в Таллин, где стал работать в Театре русской драмы. Его знаменитыми ролями стали: Незнамов в спектакле «Без вины виноватые» и Нетудыхата в постановке «Над Днепром».
В 1953 режиссер Александр Файнциммер начал работу над фильмом «Овод», который снимали по произведению Этель Лилиан Войнич. К подбору актерского состава подходили очень тщательно. Главный герой должен был не просто обладать красивой внешностью, но и светиться благородством изнутри, обладать уникальной харизмой и обаянием.
На роль Артура пробовались многие знаменитые актеры, среди которых были Юлиан Панич и Сергей Бондарчук. И лишь Олег Стриженов, молодой актер из Таллина, смог восхитить всю приемную комиссию. Ему пришлось уволиться из театра и переехать в Россию. Снимали фильм в Алуште – местная природа оказалась наиболее похожей на итальянскую.
Со своей ролью Стриженов справился настолько талантливо, что сразу же стал кумиром миллионов советских девушек. Фильм с его участием посмотрело более сорока миллионов человек, а открытки с фотографиями актера раскупались в киосках за несколько часов. Стриженову мастерски удавались героические роли, он снялся в фильме «Мексиканец», а затем и в картине «Сорок первый».
Актеру удавалось привнести что-то свое в классическое амплуа романтических героев, отчего они становились глубже. В числе других известных проектов Стриженова – «Хождение за три моря», «В твоих руках жизнь», «Приступить к ликвидации». Особенно трепетно он относился к произведениям русской классики, снявшись в картинах «Дуэль», «Северная повесть».
Стриженова часто приглашали на роли благородных красавцев, исполнение которых удавалось ему блестяще. «Секрет» актера был прост: на сцене он играл самого себя. Воспитанный ученицей института благородных девиц и военным, и стремящийся во всем подражать старшему брату, подделавшему документы и убежавшему на фронт защищать Родину, Стриженов обладал уникальным сочетанием красивой внешности и сильного духа, благодаря чему и стал настоящим секс-символом.
В 1962 году режиссер Сергей Бондарчук взялся за съемки картины «Война и мир», и роль Андрея Болконского почти сразу же получил Олег Стриженов. Все были согласны с тем, что актера идеальнее просто невозможно найти. Фото Стриженова в образе Болконского уже опубликовали в журнале «Огонек», съемочная группа вовсю готовилась к началу работы над проектом. Внезапно Олег отказался от роли, поскольку планировал работать во МХАТе и не мог выделить время для съемок. Поговаривают, что Стриженов обиделся на Бондарчука, потому что тот не позвал его на пробы в первую очередь.
Режиссер был шокирован инцидентом и рассказал о случившемся в Госкино, министр культуры Екатерина Фурцева, которая отвечала за создание фильма, решила лично позвонить Стриженову. Собрав в своем кабинете всю съемочную группу, она набрала его номер. В этот момент у Олега был выходной, он не сразу понял, с кем разговаривает, и принял звонок от министра за неудачный розыгрыш кого-то из назойливых поклонниц.
Нагрубив Екатерине, актер положил трубку. Министр позвонила ему снова, и тогда Стриженов понял, с кем разговаривает. Актер приехал в кабинет Фурцевой и, застав там всю съемочную группу, Олег понял, по какому поводу его вызвали с такой срочностью. Фурцева спросила, почему известный актер отказался играть «любимого героя молодежи»? Стриженов ответил, что Болконский таковым никогда не был, и он будет дальше искать образ положительного советского героя, близкого к народу. В картине сыграл Вячеслав Тихонов.
А Олег стал играть в театре. В 1969 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер всегда был требователен к ролям, к тому же возраст давал о себе знать, поэтому появляться в кино он окончательно перестал.
Одна из последних ролей – князь Ухтомский в фильме «Оглашению не подлежит», после которой Стриженов на много лет исчез с киноэкранов.
Он согласился лишь на предложение Владимира Басова-младшего, и после долгого перерыва снова появился в кино. Олег сыграл миллионера-инвалида Александра Гагарина в драме «Вместо меня», где вместе с ним снимался Сергей Безруков.
Личная жизнь актера
Стриженов, обладающий притягательной внешностью и благородным характером, всегда был любимцем женщин. Актер был женат трижды, но настоящее счастье обрел только в третьем браке, который длится уже более 45 лет.
Марианна Бебутова
Во время съемок легендарного «Овода» Олег Стриженов познакомился со своей первой супругой, Марианной Грызуновой. Будучи в браке, секс-символ Советского Союза не перестал обращать внимание на других женщин. На съемочной площадке он встретил юную актрису Лионеллу Скирду, но она не стала заводить роман с женатым актером.
Любовь Лифенцова
С новой женой, актрисой Любовью Лифенцовой, Олег познакомился в театре. В 1969 супруга подарила ему сына, который был назван Александром в честь дедушки. Брак продлился всего шесть лет. Любовь Стриженова всегда была верующей женщиной, и в 2008 году решила отказаться от публичной жизни и уйти в монастырь. Там она живет и по сей день.
Лионелла Пырьева
Уже в 1970-х Олег вновь столкнулся с Лионеллой, которая уже несколько лет была вдовой. Между ними снова возникла любовь, которой на этот раз ничего не смогло помешать. Актер почти сразу предложил Лионелле стать его женой. Они вместе более сорока лет, общих детей у пары нет.
Олег Стриженов сейчас
На данный момент у актера трое внуков и пятеро правнуков. Он давно ушел со сцены, а после девяностолетнего юбилея практически не общается ни с кем, кроме родственников. Актер не дает интервью и не общается с журналистами даже по телефону.
Вообще-то Андрей Волконский, а не Болконский
Есть такое дело, уважаемый Лев.
Да? Правда? Вы, дедушка, похоже запамятовали)))
У Льва Толстого Андрей Болконский. Что-то вы путаете.
Не было тогда ни сексов,ни символов!
А что было? Я что-то забыл просто) Понятий таких не было. А кумиры были.
Секссимвол – это то, что рисуют на заборе и продают в магазинах для …. А замечательные актёры – это в первую очередь труженики и одарённые люди.
Особенно я уважаю людей, которые считают себя самыми умными. И легко жонглируют словами. Секс-символ и фаллический символ – далеко не одно и то же. Никто не оспаривает, что актеры, особенно старой школы, действительно достаточно много работали, чтобы добиться успеха. Что никоим образом не снижает их сексуальной привлекательности в лучшие годы. Да, 30-40 лет назад была иная терминология. Но отрицать, что многие женщины были влюблены в своих кумиров, актеров – просто глупо.
Вы абсолютно правы.
Имя персонажа – Андрей Болконский, а не Волконский. Пожалуйста, загуглите. Было написано без ошибки.
Ок, исправили
Вообще-то Болконский. Лев Николаевич его выдумал. Читайте внимательнее “Войну и мир”.