Рецензия на “Сентенцию”: кино для неспешного просмотра

17 декабря 2020 года должна состояться премьера дебютного полнометражного фильма Дмитрия Рудакова «Сентенция». Проект уже был оценен кинокритиками на кинофестивале «Темные ночи» в Таллине и вошел в программу 28-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу». В основу картины легла биография автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Представляем вашему вниманию подробную информацию о новом отечественном проекте «Сентенция» 2020 года — об актерах и сюжете фильма.

Подробно

Коротко о сюжете и съемках

Стоит сразу обозначить, что «Сентенция» – это кино далеко не для всех. Тягучий и медленный фильм заставляет остановиться и задуматься, понять и оценить реалии жизни советских писателей во времена всеобщей цензуры и страха. Здесь не будет быстрых движений и тем более экшна.

События фильма описывают последние годы жизни автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, которые он провел в доме престарелых. На дворе 1980-й год, двое стариков с трепетом и ужасом ждут таинственного гостя, которого должны поселить в их последней обители. Однажды на пороге комнаты появляются двое: немощный и практически слепой Варлам и молодой Всеволод, привезший старика в дом престарелых. Он ставит Шаламову единственное условие – он должен прекратить писать. Однако вскоре в доме старости появляются новые люди – это поклонники творчества писателя, которые во что бы то ни стало хотят найти и популяризировать рассказы Варлама о его жизни на Колыме. Несмотря на приставленных к ним КГБшников и пристальную слежку, они желают опубликовать запрещенные произведения старика.

Некоторые детали стоит отметить отдельно: интересные ходы, как, к примеру, работающий магнитофон с закадровым голосом главного героя, 10-минутная сцена приема пищи, в которой видны и скол на рюмке, и потертая надпись с наклейкой «коньяк» или же синхронные и абсурдные движения второстепенных персонажей. Здесь важно все.

Исторические факты

Для тех, кто не знаком с творчеством Варлама Тихоновича Шаламова, надо прояснить несколько важных фактов из биографии этого талантливого и, к сожалению, не до конца оцененного советского поэта и писателя. Сын священника и ярый оппозиционер в общей сложности пробыл в лагерях более 16 лет. Изначально его осудили за близость к левой оппозиции, а затем за антисоветскую пропаганду. После отбывания сроков Варлам Тихонович начал писать поэзию и прозу, но самым великим произведением являются его «Колымские рассказы». Благодаря самиздату их сумели популяризировать за рубежом, но в СССР Шаламова знали исключительно как поэта. Это произведение имеет не только художественную, но и историческую ценность в своем раскрытии мира лагерей и их быта. В Советском Союзе «Колымские рассказы» были наконец изданы лишь после смерти писателя в конце 80-х годов.

Актерский состав

Главную роль в биографической драме сыграл Александр Рязанцев. Он знаком зрителям прежде всего по сериалам «Убойная сила» и «Крик совы». Рязанцеву удалось гармонично вписаться в роль престарелого Шаламова и сыграть свою роль в лучших традициях старой школы. Сходство актера со знаменитым писателем просто поразительно и совершенно неудивительно, что Дмитрий Рудаков взял именно Рязанцева на данную роль.

Приятно видеть в проекте таких мастодонтов отечественного кинематографа, как Иван Краско и Валерий Жуков. Несмотря на то, что Ивану Ивановичу уже 90 лет, а возраст Валерия Михайловича стремительно приближается к отметке «80», их можно назвать украшением фильма. Каждым своим движением они привносят легкий налет арт-хауса и сюрреализма в происходящую на экранах реальность.

Также весьма интересно наблюдать в кадре за становлением Павла Табакова как актера. С каждым новым проектом он растет и раскрывается, и «Сентенция» — не исключение.

В проекте приняли участие такие актеры как Федор Лавров («Оттепель», «Именины»), Алена Константинова («Повесть о Сонечке», «Палач»), Мириам Сихон («Эти глаза напротив», «Плюс один») и Сергей Марин («Анна-детективъ», «Балканский рубеж»).

Подводя итоги, необходимо сказать, что проект «Сентенция» однозначно заинтересует любителей истории, литературы и арт-хаусного кино. Данная картина – это еще одна страшная страница диссидентства и трагедия талантливого человека в эпоху тоталитаризма в объективе режиссера нового поколения.

Автор
Ольга Кныш
Плохо
0
Интересно
0
Супер
0
Оцените автора
Топы Фильмов
Добавить комментарий