Все секреты драмы «ШИРЛИ» с Элизабет Мосс

3 декабря 2020 года на российские экраны выходит биографическая драма «Ширли» с Элизабет Мосс. Это история из жизни писательницы Ширли Джексон, автора знаменитого романа «Призрак дома на холме», человека, который оказал влияние на все творчество «короля ужасов» Стивена Кинга. Узнайте все секреты фильма «Ширли» (2020): интересные факты о создателях, самой писательнице и съемках.

Подробно

О фильме

Фильм снят по мотивам одноименного романа Сьюзан Скарф Меррелл. Но это не байопик в классическом виде. Режиссер Жозефин Декер создает художественный образ Ширли Джексон, в котором реальная биография писательницы переплетается с авторским воображением, образуя интригующий микс биографии и вымышленного триллера.

«Мы взяли роман в качестве отправной точки, 1 рассказывает Жозефин Декер, — а затем при написании сценария нашли новые вещи, черпая вдохновение в персонажах, которые нарисовала Сьюзен [Скарф Меррелл]. Так что это определенно не точная копия романа, фильм потребовал творческих вольностей. Я встречалась со Сьюзен, и она была очень воодушевлена тем, в какую сторону мы направили фильм».

Оператор картины – Стурла Бранд Гровлен в 2015 году получил «Серебряного медведя» Берлинале за работу над триллером «Виктория». В качестве исполнительного продюсера картины выступил Мартин Скорсезе. Мировая премьера фильма состоялась на фестивале Sundance Film Festival в январе 2020 года. «Ширли» был тепло принят критиками.

Все секреты драмы «ШИРЛИ» с Элизабет Мосс

О Ширли Джексон

Ширли Джексон — писательница, классик американской литературы ХХ века, которой восхищались Стивен Кинг, Ричард Мэтисон и Нил Гейман. Кинг назвал ее произведение «Призрак дома на холме» «одним из двух великих романов о сверхъестественном за последние сто лет» и отметил, что писал «Сияние» под влиянием ее романа «Солнечные часы». Ширли Джексон также является автором таких популярных хоррор-произведений, как рассказ «Лотерея», романы «Логово дьявола», «Мы живем в замке», «Ведьма» и др.

Произведения Джексон многократно экранизировались. В последнее время вышел сериал «Призраки дома на холме» по готическому роману об особняке, в котором происходят паранормальные явления (это уже третья его экранизация), а также триллер «Мы всегда жили в замке» по позднему роману Джексон.

В конце 1940-х Ширли Джексон действительно работала над романом «Вешальщик», вдохновленным реальным происшествием в Беннингтоне. Там пропала студентка Беннингтонского колледжа Пола Велден, ушедшая гулять в лес. Тело девушки так и не было обнаружено, и причины ее мистического исчезновения так и не были раскрыты. В фильме Роуз становится для Ширли музой, благодаря которой неясный поначалу образ главной героини этого романа обретает плоть и кровь.

В фильме много фактов, отсылающих к биографии Ширли Джексон. Она действительно имела тяжелый характер и страдала неврозами, ее мужем действительно был литературный критик Стэнли Хейман. Но в фильме, например, не фигурируют их четверо детей и используются лишь те факты, которые не мешают цельности сюжетной линии, выбранной режиссером.

«Это не биографический фильм, – объясняет Декер. – Отчасти потому, что его действие происходит в короткий промежуток времени, но также и потому, что он так придуман. Многие детали жизни Ширли неточны, и порой это сделано намеренно, потому что мы хотели сказать: это вымысел».

«Можно сказать так: мы взяли Ширли Джексон и поместили ее в одну из придуманных ею историй. […] Нам всегда было ясно, что это вымышленный персонаж, вдохновленный реальным человеком».

Все секреты драмы «ШИРЛИ» с Элизабет Мосс

«Даже когда я еще читала сценарий, помню, я думала, что хотела бы снять финал таким образом, чтобы зрители задались вопросом о том, что они сейчас увидели, — говорит Декер. – Этого превосходно добивается Ширли в своем творчестве. Вы будто проваливаетесь между мирами, и это так здорово. Вы находитесь внутри мира, который кажется очень стабильным, а затем внезапно он становится очень зыбким, и тогда вы вдруг подвергаете сомнению последние 20 страниц, которые вы только что прочитали. В том, как она пишет, есть что-то действительно захватывающее. И ужас поселяется внутри вас».

«Не думаю, что обязательно читать произведения Ширли, прежде чем смотреть фильм, — говорит Декер. — Но если вы ее читали, вы получите отдельное удовольствие. В фильме есть много пасхалок, которые будет интересно находить».

Все секреты драмы «ШИРЛИ» с Элизабет Мосс

Рассказ «Лотерея»

Автор критической биографии Шерли Джексон Линемайя Фридман отмечает, что рассказ «Лотерея», опубликованный в номере The New Yorker за 26 июня 1948 года, так задел читателей и получил такие многочисленные отклики, каких «не получал ни один рассказ этого журнала». Читатели были потрясены и требовали разъяснений смысла рассказа.

В «Лотерее» рассказывается история о том, как в американской глубинке 300 жителей собираются на городской площади, посреди которой установлен ящик с их именами. Начинается лотерея — выбор жертвы, которую ради благосостояния общины должны забить камнями. История события уходит корнями глубоко в традиции, заложенные основателями этого города, поэтому вся процедура проходит буднично и спокойно. Люди боятся получить лотерейный билет с черной меткой, но не бунтуют и не задают лишних вопросов: общественный ритуал важнее отдельной человеческой жизни.

«Воссоздав древние жестокие ритуалы в настоящем, да ещё в моём родном городке, — объясняла Ширли Джексон, — я надеялась вызвать шок у читателей наглядным изображением бессмысленной жестокости и всеобщей бесчеловечности в их собственных жизнях».

«Некоторые вопросы о жизни Ширли и по сей день остаются вопросами, — говорит Декер. — Джексон явно использовала свое творчество, чтобы реагировать на патриархальное общество, в котором она жила. Ее муж был профессором колледжа и донжуаном, у них были открытые отношения, намного опередившие свое время. Но эти отношения во многом были проблемными. Как женщине-художнице (которая была еще и кормильцем в семье) нарушить гендерные роли, не нарушая семейной гармонии? Мы показываем в фильме время сразу после выхода «Лотереи». Реакция на рассказ была мощной, ее собственный город чувствовал себя обвиненным, и поэтому Ширли как бы закрылась в себе на некоторое время».

«Интересно, какое воздействие оказывает «Лотерея» на Роуз, — рассказывает Декер. — Это важная часть повествования и формирования ее персонажа. Ведь эта шокирующая вещь что-то в ней пробуждает.»

«В Ширли есть что-то такое, что будоражит Роуз. Находясь рядом с ней, Роуз понимает, что есть другой способ существования. Иногда Ширли даже поощряет ее бросить все эти женские заботы, которыми та занята. И это – раскрытие гораздо более яркого, живого, сексуального существа».

О режиссере

Все секреты драмы «ШИРЛИ» с Элизабет Мосс

Режиссер фильма – Жозефин Декер («Мадлен Мадлен»). Актриса, режиссёр, Жозефин Декер громко заявила о себе два года назад на фестивале «Сандэнс», выступив там с полнометражным дебютом «Мадлен Мадлен». Картина резко выделялась из потока американского инди за счёт своего «фрагментарного повествования, трудно складываемой сценарной мозаики, от которой порой начинал закипать мозг, и крайне экспрессивной режиссуры, моментально отталкивающей одних и совершенно завораживающей других».

В прокат выходит её второй проект – «Ширли», стилистически напоминающий «Мадлен». Картина также впечатлила критиков «Сандэнса» и «Берлинале» (рейтинг критиков 87%).

«Инди-режиссер Жозефин Декер искажает реальность и демонстрирует свой профессионализм в создании увлекательного психологического исследования новеллистки Ширли Джексон, безумство которой талантливо играет Элизабет Мосс», — Variety.

Отзывы российской прессы

«Эпицентр этой напряженной, как нерв, картины — безусловно, Элизабет Мосс, которая неотразима здесь в своем антиобаянии» (SRSLY).

«Ширли» — пример мастерски сделанного импрессионистского произведения, в котором каждая шестеренка сложносочиненного механизма работает в идеальном темпоритме” (Forbes).

«Это необыкновенное кино о не менее необыкновенной личности, которая, как говорят, «сделала себя сама» не благодаря, а вопреки социальному осуждению в духе «твое место за мужем, твоя обязанность — домашний очаг». «Ширли» — пример нетипичного байопика, в котором одинаково привлекательны и форма, и содержание» (Канобу).

{{ reviewsOverall }} / 10 ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ( голосов)
Сценарий
Актёры
Декорации
Костюмы
Графика
Звук
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ... Оцените картину
Сортировать:

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный

Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Оцените картину

Оцените автора
Топы Фильмов
Добавить комментарий