Обзор фильма «Боль и слава» — слишком личная история

Захватывая с первых титров, фильм «Боль и слава» (2019) не отпускает до самого конца, получив положительные рецензии и отзывы критиков после показа на 72-ом Каннском кинофестивале. Эта история — большой пазл, собранный из воспоминаний стареющего режиссера, там есть место и боли, и славе, и страсти. Каждая история продиктована временем и судьбой, и каждое решение отдается или болью, или вдохновением. Для многих картина станет настоящим обезболивающим, которое освободит от тяжелых воспоминаний и расчистит путь для нового, ведь пример Сальвадора вдохновляет.

Прошлое, настоящее и будущее

Режиссер картины Педро Альмодовар назвал «Боль и славу» автобиографичным фильмом, и образ главного героя Сальвадора Мальо (Антонио Бандерас) получился, действительно, похожим на личность своего создателя. И, вероятно, режиссеру пришлось отрефлексировать события из собственного прошлого.

«– Когда пишешь о режиссере (будучи сам режиссером), невозможно не сопоставлять события с фактами из собственной жизни. Я пытался придать Антонио образ, похожий на мой, особенно что касается прически. Его обувь и многие из элементов одежды также точь-в-точь как у меня, вплоть до оттенков. Если в декорациях оказывался какой-то угол, который нужно было чем-то заполнить, арт-директор отправлял своего помощника ко мне домой, чтобы позаимствовать некоторые элементы интерьера, в котором я живу. Это самая автобиографичная часть фильма, и моим коллегам из съемочной группы работать в таком ключе было очень удобно,» — П. Альмодовар.

Чтобы понять задумку, придется пройтись вместе с Сальвадором по коридорам его памяти, по самым важным вехам в жизни героя: детство в далеких 1960-х, первая страсть и уроки чтения, успех и зрелость в эпоху перемен 1980-х, стагнация и депрессия, и, наконец, подведение итогов. Вместо сюжета зритель переносится от одной истории к другой, от одного вдумчивого рассказа к следующему. От этого создается ощущение, что смотришь многосерийный фильм, и, возможно, из «Боли и славы» получился бы неплохой сериал.

Заметно постаревший режиссер Сальвадор Мальо отрезан от социума и кинематографа, переживая творческий кризис. Он страдает от различных  возрастных недугов, панических атак и приступов беспокойства, заглушая физическую и душевную боль таблетками:

«-Жизнь меня раздражает, как бесполезное лекарство,» — произносит Мальо.

Вообще боль – довольно скучная и не слишком популярная тема в кинематографе, но Альмодовару удалось сделать ее важной фигурой, раскрывающей глубину переживаний главного героя, его саморазрушения и меланхолии. Ведь причины его физической слабости лежат в душевных травмах и эмоциональных шрамах. 

Однако судьба будто не дает погрязнуть Сальвадору в невежестве и глубокой депрессии — в его жизни появляется Альберто Креспо (Асьер Эчеандиа), старый приятель и талантливый актер. Именно ему режиссер доверяет поставить свой монолог «Привязанность», пожелав сам остаться инкогнито. 

Освободиться от личного

Привязанность — это очень личная история об отношениях молодого Сальвадора и Федерико, их любви и страсти во времена свободы 1980-х. Мальо написал монолог, чтобы освободиться и когда-нибудь, возможно, снова вернуться к этой истории. «Привязанность» повествует о том, что пришлось пережить Сальвадору, когда его возлюбленный не справлялся с депрессией и разрушительной зависимостью. Сейчас, спустя 30 лет, мужчины поменялись местами. Сальвадор тонет в пагубных привычках и пристрастии к психотропным веществам, а Федерико удалось их победить. По воле судьбы он оказывается зрителем на театральной постановке и сразу узнает их драматическую историю любви. 

Альберто Креспо исполняет «Привязанность» один на фоне девственно белого экрана, отсутствуют декорации, но зато присутствует особый ритм в каждом слове, написанном Сальвадором. 

Федерико слышит в каждом слове актера голос Сальвадора и не сдерживает слез. Он снова погружается в прошлое, в ту боль и те сильные чувства, которые удалось пронести сквозь столько лет. В тот же вечер мужчинам суждено снова увидеться, и жизнь Сальвадора снова заиграет красками. Он снова почувствовал себя живым.

Первая страсть и акварель

Мысли Сальвадора смещаются глубоко в прошлое, когда он впервые почувствовал прилив страсти и влечение к мужчине, будучи 9-летним мальчишкой (Асиер Флорес). Но вспоминает он об этом, лишь спустя 50 лет. Сальвадор остался дома в компании молодого рабочего (Сезар Висенте), который заканчивал чинить кран на кухне, а мальчик учил его читать. 

Сальвадор сидит под слуховым окном дома под палящим солнцем, в комнате душно и жарко, мальчик на стуле с книжкой в руках на фоне побеленных стен — композиция получилась красивой, и юный рабочий решает ее нарисовать. Он делает набросок на мешковине, после чего забирает домой, чтобы когда-нибудь закончить в цвете. Эта сцена крайне важна, ведь именно благодаря ей Сальвадор смог вспомнить рабочего-художника спустя столько лет, когда случайно увидел выполненное акварелью изображение на одном буклете.

И именно здесь еще невинный мальчик Сальвадор узнает о своем греховном «первом желании», пробужденном статным и красивым обнаженным телом мастера, когда тот решил помыться. Ощущения Сальвадора были настолько сильны, что его колени подгибаются, и он теряет сознание. 

Подводя итоги

Даже несмотря на депрессивные состояния главного героя и творческий застой, краски вокруг яркие, есть ощущение, что везде пульсирует жизнь. Сальвадор даже в моменты самобичевания окружен предметами искусства и одет в красочные рубашки. Так зрителю дают понять, что до кризиса Сальвадор был довольно успешен и востребован, и, возможно, не смог найти в себе силы справиться с душевной болью из прошлого. Боль окружена объектами славы, эти фигуры на протяжении всего фильма конкурируют друг с другом.

В конце зритель наконец видит грань между правдой и выдумкой, которая осталась незаметна во время повествования. Это история отношений Сальвадора с матерью, начиная с детства и до самой ее смерти.

Яркая «Боль» и ушедшая «Слава» Альмодовар выйдет в прокат 12 июня 2019 и, несомненно, соберет еще больше восхищенных отзывов и рецензий, фильм получился зрелым и очень личным.

Видео: Трейлер «Боль и слава» (PAIN & GLORY)

Загрузка...

Материал подготовлен редакцией сайта kinofilmpro.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Забыл пароль

Введите своё имя или email. На ваш email придет ссылка с новым паролем.