Мальчик русский — военная драма про слепого солдата-слухача

На Берлинале эту картину назвали одной из самых человечных. Точная дата выхода в России полнометражной военной драмы про Первую мировую войну «Мальчик русский» (2019) еще не определена, но с подробностями сюжета, составом актеров и трейлером фильма зритель уже может ознакомиться. Картина вошла в программу экспериментального кино «Форум» 69-го Берлинского фестиваля (даты проведения — 7-17 февраля 2019 года). «Мальчик русский» — это режиссерский дебют Александра Золотухина, ученика мастерской известного кинодеятеля Александра Сокурова. Первая мировая — это настоящая травма для всего человечества, именно тогда было впервые применено оружие массового поражения, после чего счет жертв пошел на миллионы…

Рейтинг ожидания — 98% (КиноПоиск), рейтинг IMDb — 6.6.

12+

Россия

Жанр: военный, драма, исторический

Режиссер: Александр Золотухин

Дата выхода в мире: 10 февраля 2019

Премьера в России: 2019 год

Актеры: А. Павлютин, С. Двойников, Д. Тябин, Д. Белов, И. Шлыков, В. Королёв, М. Бутурлов, Ф. Дьячков, С. Гончаренко, А. Лещик

Рабочее название фильма — «Слухач». «Слухачи» — так во времена Первой мировой войны звали солдат, которые при помощи больших акустических локаторов занимались «прослушиванием неба», чтобы засечь самолеты врагов.

Сюжет

1916-й год, Первая мировая война. Вдохновленный мечтами об орденах и героизме, простой голубоглазый парень из русской деревни Алексей добровольно уходит на войну, и в первом же бою под Польшей теряет зрение из-за газовой атаки. Тогда он остается на фронте слухачом, его обучают обнаруживать в небе самолеты противника с помощью огромных улавливающих звуки металлических воронок (акустических раструбов) и бить тревогу, чтобы предупредить всех о приближении врага. В фильме зритель словно окажется внутри тех событий, почувствует запахи леса, русской бани, вкусной каши, мочи, пороха и изувеченной человеческой плоти.

Существует и другая параллельная сюжетная линия — Санкт-Петербург, наши дни, документальная лента о репетициях оркестра «Таврический» перед исполнением Рахманинова, Симфонических танцев. Дирижер оркестра Михаил Голиков даже делает замечания, которые «проникают» в военное прошлое. Иными словами, перед нами рассказ о печальной судьбе русского солдата и репетиция современного оркестра, две истории, которые сочетаются друг с другом посредством звука.

Александр Золотухин рассказал, почему решил показать не концерт, а именно репетицию оркестра:

«В фильме мы из раза в раз возвращаемся к каким-то музыкальным фрагментам, звучит голос дирижера оркестра, наложение речи дирижера на музыку, а потом повтор, повтор и все время повтор. Мы хотели показать внутреннюю кропотливую работу, которую проводят музыканты. Концерт – это уже что-то итоговое, завершенное, готовое. А наша цель — показать сам процесс, то упорство и ту страсть людей, с которой отдаются музыке.»

Съемки

Режиссером и автором сценария стал Александр Золотухин («Жизнь моего друга»2017, «Леса Вавилона» 2015), над картиной он работал целых 7 лет. Готовясь к съемкам, Золотухин прочел «Красное колесо», «На Западном фронте без перемен», а также Толстого, начиная с его «Кавказских рассказов». Это помогло ему узнать, каким был солдатский быт, а также лучше понять, что испытывали люди, которые переживали драматичные события Первой мировой войны. Кроме того, Золотухин проштудировал большое количество мемуаров и дневников, написанных младшими чинами и поэтами Серебряного века (воспоминания Горького, Шаляпина).

«У нас не было задачи точно воспроизвести историческую достоверность событий. Мы хотели акцентировать внимание зрителя на образе Первой мировой войны. Самым важным было показать зрителю настоящих людей: о чем они думали, что чувствовали,что их тревожило. Эти люди ещё не знают, что переживут революции, другие войны и громкие катастрофы ХХ века», – рассказал Александр Золотухин.

Александр Золотухин много изучал и живопись того времени, чтобы найти визуальное решение для изображения природы, костюмов и внешности героев. Съемочной команде пришлось просмотреть множество крестьянских портретов, а также фотографии начала 20 века с изображением рынков, рыбаков и быта простых людей, и даже работы Левитана.

Художественный руководитель фильма — Александр Сокуров («Беседы с Солженицыным», «Солнце», «Фауст», «Телец»).

Продюсер — Эдуард Пичугин («Три дня до весны», «Птица»), исполнительный продюсер — Андрей Лебедев, оператор — Айрат Ямилов («Софичка»), за монтаж отвечала Татьяна Кузьмичева («Груз 200», «Мне не больно».

Производство: киностудия «Ленфильм», которая обеспечила съемочную команду профессиональным оборудованием, и Некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации» (фонд Александра Сокурова) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга.

Первые съемочные дни проходили в самодельных окопах образца первой мировой, их воссоздали в точности, как сто лет назад. Площадкой для съемок стал песчаный карьер Выборгского района в Ленинградской области, затем съемки велись на Кронштадтских фортах и улицах города Выборг.

Видео: Разбивание тарелки в первый день съемок

Оператору Айрату Чмилову удалось добиться уникального зернистого и немного размытого изображения, которое можно увидеть на старых фотографиях с засвеченной и поцарапанной пленкой. Это сделано специально, чтобы зритель находился всегда вне истории, был наблюдателем со стороны.

Актеры и роли

Для масштабных сцен были приглашены не только петербургские актеры, но и непрофессиональные исполнители.

В главных ролях:

  • Андрей Павлютин в роли плотника («Ворона», «Знахарь»);
  • Сергей Двойников — кавалерист («Нелюбовь», «Медное солнце»);
  • Данил Тябин — Павел («Кровавая барыня», «Выпускной»);
  • Дмитрий Белов — прапорщик («Ленинград 46», «Шеф 2»);
  • Игорь Шлыков — немецкий солдат («Эбигейл», «Хождение по мукам»);
  • Владимир Королёв — Алексей;
  • Михаил Бутурлов — Назарка («Огонь по штабам»);
  • Филипп Дьячков — пропагандист («Год свиньи», «Мертвое озеро»);
  • Артем Лещик — Макар Петрович («Невский. Чужой среди чужих», «Фронт») и другие.

Интересные факты

Интересно знать, что:

  • «Мальчик русский» стал 4-ым совместным проектом Фонда Александра Сокурова «Пример интонации» и «Ленфильма» после «Софички» Киры Коваленко (2016), «Тесноты» К. Балагова (2017), «Глубоких рек» В. Битокова (2018). Все упомянутые молодые режиссеры – выпускники режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете.
  • Главная роль досталась выходцу из детского дома Санкт-Петербурга, Владимиру Королеву. По словам режиссера, подросток очень необычно рассуждал о жизни и трогательно прочел отрывок из сценария. А с цены с его участием часто снимались с первого-второго дублей, чтобы избежать предсказуемости в поведении актера, который не являлся профессионалом. Золотухин рассказал, что на кастинг приходили в основном дети из благополучных семей, но он искал совершенно другой типаж, с неким отпечатком тяжелой жизни.
  • По словам режиссера, на момент съемок актеру, исполнившему главную роль, было 16 лет. Сейчас же ему 18, он отрастил рокерскую челку и играет на гитаре.
  • Немецких солдатов играли настоящие немцы, носители языка.
  • Режиссер о дате выхода картины в России, в частности в Москве: «Сейчас об этом рано говорить. Работа, конечно, ведется, но пока рассказать ничего не могу. Надеюсь, что показы будут».

Дата выхода военной драмы «Мальчик русский» (2019) в России пока не назначена, зрители могут изучить трейлер фильма, каст актеров и подробности сюжета. 

Загрузка...

Материал подготовлен редакцией сайта kinofilmpro.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Забыл пароль

Введите своё имя или email. На ваш email придет ссылка с новым паролем.