Как создавали «Паваротти» — новый фильм о легендарном певце

25 июля 2019 на экраны выходит кино-опера — биографический фильм «Паваротти» режиссера Рона Ховарда, лауреата премии «Оскар». Это совершенно необычный взгляд на жизнь, наследие и карьеру легендарного оперного певца и «Народного тенора» – Лучано Паваротти. В нем гармонично сочетались яркая личность, гений и знаменитость. Он использовал свой талант для популяризации оперы среди всех меломанов без исключения. Силой своего голоса Паваротти завоевывал сердца аудитории, выступая на крупнейших площадках мира.

 Что нас ждет в фильме: редкие интервью с членами семьи и коллегами певца, ранее не обнародованные видеоматериалы, а впечатляющий звук DolbyAtmos позволит иначе взглянуть на удивительного человека и легенду мира музыки. Мы расскажем подробности создания фильма «Паваротти» (2019), особенности съемок и интересные факты.

О работе над фильмом

 «Некоторые поют в опере. Лучано Паваротти был самой оперой» ~ Боно

У Лучано Паваротти были впечатляющий голос и чувствительное сердце, но в документальном фильме Рона Ховарда удивительный тенор показан так, как никогда прежде: речь пойдет о закулисной жизни харизматичного певца, о его человеческих проблемах, которые он решал с юмором и надеждой на лучшее. В фильме нашли свое отражение темы классической оперы, актуальные и в XXI веке – любовь, страсть, радость, семья, утрата, риск и красота. При этом сюжет рассказывает историю человека, который открывает в себе невероятные таланты, борется с ними и, наконец, учится принимать данное ему. 

Удивительный голос Паваротти говорит сам за себя. Но Ховарду было интересно показать человека, чью личность формировали контрасты. В Лучано Паваротти детская непосредственность сочеталась с невероятной душевностью, а беззаветная верность своим крестьянским корням – с немыслимым талантом, который, казалось, лежал за гранью человеческих возможностей. 

«Паваротти» (2019) – третий фильм в серии документальных проектов, которые Рон Ховард снял о суперзвездах мира музыки:

  • «THE BEATLES: восемь дней в неделю – годы гастролей» — фильм описывает несколько дней из жизни группы The Beatles;
  • «Сделано в Америке» — фильм о закулисной жизни музыкального фестиваля Budweiser Made in America Festiva.

Также режиссер  снял серию картин, основанных на реальных событиях, главными героями которых стали гениальный математик, героический астронавт и два соперничающих пилота «Формулы 1», соответственно:

  • «Игры разума»;
  • «Аполлон 13»;
  • «Гонка».

Ховард не был экспертом в области оперного искусства и, наверное, именно поэтому был заинтригован. Когда Найджел Синклер, с которым Ховард работал над фильмом «THE BEATLES: восемь дней в неделю – годы гастролей», упомянул, что Decca Records ищет режиссера, способного снять современный документальный фильм о жизни и музыке Паваротти, Ховард не мог не заинтересоваться. Начав исследование, режиссер взглянул на мир Паваротти глазами новичка в оперном искусстве – одного из тех, до чьих сердец тенор так стремился достучаться. 

Вскоре заинтересованность превратилась во вдохновение, и Ховард уже не мог выкинуть эту идею из головы. История о человеке из провинциального городка, который поднялся до вершин славы, пытался справиться с круговоротом эмоций, переживаний, мечтаний и любви, не давала ему покоя. Источник таланта Паваротти навсегда останется для нас тайной. Ховарда больше интересовало то, как тенор учился пользоваться своим голосом. 

Нет ничего удивительного в том, что Ховард решил представить фильм в формате трехактовой оперы. В конце концов, каким еще мог быть фильм о жизни Паваротти? Эта концепция стала определяющей в последующей работе. Ховард видел картину драмой, в которой захватывающие концертные выступления чередуются с жизнью обычного человека. 

Все поддержали идею о том, что трогательная ария Nessun Dorma из оперы Пуччини «Турандот» должна стать сквозной эмоциональной музыкальной темой фильма. Это не только, пожалуй, самая запоминающаяся партия Паваротти, но и одна из самых узнаваемых и любимых классических арий нашего времени. 

Документальный фильм Рона Ховарда «Паваротти» получил удивительную реакцию на раннем скрининге САА

Работать над фильмом «Паваротти» (2019) режиссер начал с уже привычного процесса изучения жизни главного героя. Одним из ключевых элементов этого исследования стал практически неограниченный доступ к архивам семьи Паваротти:

  • Просматривая записи концертов Паваротти, Ховард не мог не отметить эмоциональную глубину исполнения, с которой ранее сталкивался только в общении с величайшими актерами;
  • Помимо концертов, Ховард и его команда отсмотрели десятки интервью, которые Паваротти давал ведущим телевизионных шоу и журналистам глянцевых журналов. С апреля 2017 года по июнь 2018 года режиссер и его помощники взяли 53 собственных интервью в Нью-ЙоркеЛос-Анджелесе, Монреале, Лондоне, Модене и Вероне. Их собеседниками были не только жены, члены семьи, ученики и коллеги великого маэстро из мира оперы и рок-музыки, но также менеджеры, промоутеры и маркетологи, которые помогали Паваротти выстроить траекторию его феноменальной карьеры и вознести оперу на ранее недостижимые высоты;
  • Редкие записи, позаимствованные из личной коллекции Николетты Мантовани – вдовы Паваротти и матери его дочери Элис, а также руководителя музея Паваротти в Модене;
  • Частные видеозаписи Паваротти, которые никогда прежде не были обнародованы. Любительские материалы, снятые членами семьи или друзьями, рассказывали о закулисной жизни великого тенора.
Фильм начинается с одного из самых захватывающих и невероятных эпизодов. Запись датируется 1995 годом, съемка ведется в бразильском Манаусе, в джунглях Амазонки. Здесь находится небольшой оперный театр Teatro Amazonas, в котором однажды выступал Карузо. И именно здесь Паваротти в обычных тренировочных штанах проникновенно поет свою партию перед редкими прохожими. Клип, который сняла флейтистка Андреа Гриминелли, путешествовавшая в то время вместе с Паваротти, никогда раньше не показывался массовому зрителю. В нем Паваротти поет не для зрителя, а для себя.

Мантовани сыграла важную роль в работе над фильмом:

  • Она помогла организовать интервью с такими, казалось бы, недосягаемыми звездами, как Пласидо Доминго и Хосе Каррерас;
  • Открыла съемочной команде доступ ко всем архивам музея Паваротти;
  • Познакомила всех с членами семьи Лучано: его первой женой Адуа Верони и тремя его дочерьми – Кристиной, Лоренцей и Джулианой.

Что интересно, они давали интервью впервые в жизни. Во время беседы дочери не могли скрыть слез, вспоминая о времени, проведенном с отцом. Известный отец – всегда тяжелое бремя для детей, будь он поп-звездой, киноактером или оперным певцом.

Интересные факты о звуке и ритме

Когда фильм «Паваротти» (2019) начал обретать форму, Рон Ховард привлек к работе монтажера Пола Краудера, который должен был свести визуальный и звуковой ряды фильма к впечатляющему крещендо (всё громче, с нарастанием силы звучания). Краудер сумел наполнить жизнью пыльные архивные материалы.

Не менее важным специалистом закадровой команды стал оскароносный звукорежиссер Крис Дженкинс. Он использовал современную многоканальную звуковую технологию Dolby Atmos в студии звукозаписи Abbey Road для улучшения качества звучания арий в исполнении Паваротти. 

По словам Дженкинса, технология Dolby Atmos помогла кинематографистам придать голосу Паваротти необычное звучание.

«Иногда нам нужно было дать зрителю почувствовать себя в гримерке вместе с Лучано, – объясняет звукорежиссер. – Эта технология позволила изменить звук так, словно зритель оказывается в комнате 3х3 метра. Мы могли создать иллюзию акустики студии звукозаписи Amazon или концертного зала или открытой площадки Колизея, на которой пели Три Тенора. При помощи технологии Dolby Atmos мы могли постоянно менять акустику, подстраивая ее под соответствующий интерьер или экстерьер». 

Дженкинс также использовал такую технологию звукозаписи, которая позволяла усилить звук оркестра и сделать его максимально приближенным к живому исполнению. При этом же кинематографисты стремились сберечь очарование оригинальных аудиозаписей и видеороликов, сохранив кое-где помехи изображения и искажения звука, поскольку они были неизбежны для того периода.

Легендарный голос — феномен мира музыки

Что в голосе Паваротти завораживало миллионы слушателей? Разумеется, у него был очень богатый диапазон. В начале карьеры Паваротти поражал любителей оперы высоким и чистым голосом, он без труда брал все девять высоких «до» в опере Гаэтано Доницетти «Дочь полка». Большинство теноров перекладывают ноту в «си-бемоль» – это немного проще, хотя тоже не всем доступно. Но только не ПавароттиЭти высокие «до» обеспечили Лучано путь в анналы истории оперы, его даже называют «Королем высоких «до»Однако Паваротти больше волновали не техника исполнения, не кристально выверенные тональности и не невероятная мягкость его голоса, расхваливаемые критиками. Было что-то неуловимое в его манере поведения, какая-то внутренняя жизненная сила, добросердечность и теплота, которые согревали зрителей, словно лучи солнца. По сей день люди ломают голову над этим феноменом Паваротти.

Что нужно знать о Паваротти

Как и многие из тех, кто достиг немыслимых высот и стал всемирно известен, Паваротти временами пытался бороться со своей славой. Однако он также не мог не учитывать, что эта слава дает ему бесценный инструмент, который может помочь изменить даже нечто большее, чем собственная жизнь. Одним из самых захватывающих моментов в фильме станет видео встречи Паваротти с принцессой Дианой в 1991 году. Многие не смогут сдержать слез. Они не только подружились, Лучано видел в Диане пример того, как знаменитость может влиять на ситуацию в мире. 

«Отношения Лучано с принцессой Дианой сыграли в его жизни огромную роль, в этом ролике вы это заметите, – говорит Ховард. – Он искренне восхищался ею, в этом не было ни толики лести. Это было осмысленное обожание. Я думаю, она подсказала ему способ самореализации, приносящий невероятное удовольствие – не просто поддерживать благотворительные организации, но усердно работать вместе с ними, отдавая всего себя без остатка. Он охотно взялся за дело и занимался этой работой до конца жизни». 

Стремление делать больше привело тенора к мысли о проведении серии концертов «Паваротти и его друзья» в 1992 году. Концерты «Паваротти и его друзья» оказались настолько успешными, что проводились на протяжении десятилетия. Собранные средства пошли не только боснийским детям – организаторы помогали жертвам военных конфликтов в Гватемале, Косово, Бейруте и Ираке. В 1998 году Паваротти получил статус Посланца мира ООН, а в 2001 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев отметило усилия тенора премией Нансена за беспрецедентные усилия по сбору средств для нуждающихся. 

«Многие артисты участвуют в благотворительной деятельности, но то, сколько сил Лучано отдал этому делу, выделяет его на фоне остальных, – говорит Ховард. – Кто-то критиковал его за благотворительные концерты, поскольку он смешивал оперное искусство с поп-культурой. Однако собранные средства и бесспорное привлечение общественного внимания говорили сами за себя». 

Как и в случае с музыкой, благотворительность стала логичным дополнением жизнелюбия Паваротти. Мантовани надеется, что зрители многое узнают о наследии ее супруга из фильма Ховарда. В картине Паваротти предстанет и в величии, и в тревоге, будут и грандиозные, и сложные моменты, будут и его знаковые высокие «до», и внутренняя борьба. Однако Мантовани отмечает, что лейтмотивом всего фильма станет радость жизни.

25 июля 2019 состоится российская премьера документального фильма «Паваротти», зритель узнает еще больше интересных фактов о жизни певца, съемках ленты и его частной жизни.

Загрузка...

Материал подготовлен редакцией сайта kinofilmpro.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Забыл пароль

Введите своё имя или email. На ваш email придет ссылка с новым паролем.