Главная страница » Обзоры » Почему «Дитя робота» нужно смотреть на большом экране

Почему «Дитя робота» нужно смотреть на большом экране

Чтобы погрузиться в режиссерскую задумку, нужно побывать внутри фильма «Дитя робота» (2019), узнать об особенностях съемок и кастинге актеров главных ролей, а если быть точнее, актрис. Фильм необычен для восприятия, над концовкой придется поразмыслить. Зритель попадет в замкнутое пространство размером с планету, где нет никого, кроме бесчувственных машин и подозрительной незнакомки.

«I Am Mother» вышел на стриминговом сервисе Netflix (премьера в России — 20 июня 2019, «Вольга»), но такое кино лучше смотреть на большом экране. Попробуем разобраться, почему.

От лица режиссера: «рождение робота»

Grant Sputore

Режиссер новой фантастики про отношения человека и Искусственный Интеллект Грант Спьютор уверен, что высокие технологии плотно вплелись в наши жизни. Для многих электронные девайсы – последнее, что они видят перед тем, как провалиться в сон, и первое — открывая глаза по утрам:

«Мы живем в эпоху, когда поисковикам доверяем больше, чем любому из друзей, а дети начинают пользоваться гаджетами еще до того, как научились ходить.  Индивидуальным использованием все не ограничивается. Технологии стали фундаментом для развития самых различных отраслей. Они управляют финансовыми институтами, нашими рабочими местами, социальными службами. Немаловажную роль они играют и в процессе воспитания наших детей.»

По словам Спьютора, «Дитя робота» задумывался, как попытка изучить отношения человека с высокими технологиями, становящиеся все более близкими. Технологии существенно упрощают жизнь, и в будущем эта тенденция не должна измениться. Важно лишь не оказаться в этом будущем в сомнамбулическом состоянии. 

«Заглядывая в будущее, где технологии перерастут нас, как дети перерастают родителей, я задумался, каково быть воспитанным машиной. Я очень отчетливо представил себе огромного робота из нержавейки, держащего хрупкое тельце младенца. Я хотел изучить отношение человечества и высоких технологий беспристрастно, не рисуя образ кровожадных терминаторов, которые стремятся искоренить род людской. Меня больше интересовали силы, которые нераздельно связывают машины и людей.»

Режиссер хотел вынудить зрителей остановиться и подумать, насколько они сами привязаны к высоким технологиям. 

Если задуматься, то в основе фильма «Дитя робота» лежат отношения Мамы и Дочери, во многом напоминающие отношения родителя и ребенка. Дочь всем сердцем любит Мать, и история, в сущности, рассказывает о взрослении подростка: девочка учится уверенно стоять на ногах, формирует систему собственных убеждений, решает, каким именно человеком она хочет стать, когда освободится от родительской опеки. 

О работе над фильмом

Над сценарием фантастического триллера «Дитя робота» друзья и коллеги Грант Спьютор и Майкл Ллойд Грин работали, находясь в разных точках мира, но это им совершенно не мешало: Спьютор живет в Перте (Австралия), а Ллойд Грин – в Лос-Анджелесе. В 2015 году творческий дуэт начал прорабатывать сюжет фильма, общаясь по Скайпу.

«Мы с Майклом похожи на братьев во всех смыслах этого слова, – говорит Спьютор. – У нас схожий образ мышления, и мы очень уважительно относимся к мнению другого, но при этом всегда готовы возразить, если кажется, что оппонент неправ. Мы готовы спорить до потери пульса, пока в конечном итоге не будет найдено то, что мы называем «третьим мнением». Эта альтернатива, как правило, бывает лучше, чем у каждого из нас по отдельности». 

Режиссер рассказал, что за все время работы над сценарием они так ни разу и не встретились с глазу на глаз: Спьютор обычно сидел в гостиной перед доской с различными заметками, а жаркие споры с Майклом происходили глубокой ночью из-за различий во времени между Пертом и Лос-Анджелесом. 

«Работа над сценарием фильма «Дитя робота» для нас началась с новостных заголовков – мы искали самые популярные и актуальные новости, – вспоминает Спьютор. – Больше всего нас заинтересовало обсуждение новейших технологий и появления искусственного интеллекта. Эти новости быстро оформились в ключевую идею – что было бы, если технологии полностью заменили бы родительское участие в судьбе ребенка? Каковы были бы принимаемые искусственным интеллектом решения? Что было бы в приоритете? Что было бы важно для робота?» 

Когда сценарий был готов, коллеги разослали его читателям. Несколько недель были для нервными – Грант и Майкл с нетерпением ждали реакции. Поначалу процесс был довольно вялым, но как только сценарий прочли несколько человек, они рассказали о нем друзьям, те – своим друзьям и так дальше. Сценарий начал свое путешествие по Голливуду. 

В 2016 году сценарий оказался в престижном Черном списке лучших сценариев, формирующемся в процессе ежегодного голосования – мэтры киноиндустрии выбирают лучшие работы, по которым пока не были сняты фильмы. Попадание сценария триллера «Дитя робота» в Черный список воодушевило Спьютора и Ллойда Грина.

Внутри съемочной площадки

Съемки были профинансированы компанией South Australian Film Corporation, подготовительный период официально начался в мае 2017 года на студии Adelaide Studios. Художник-постановщик Хью Бэйтап (сериал «Восьмое чувство», ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС, ВОСХОЖДЕНИЕ ЮПИТЕР, МАТРИЦА) начал выстраивать декорации высокотехнологичного подземного бункера Матери и Дочери. 

«На студии Adelaide нам выделили два павильона, в которых мы выстроили все требующиеся декорации, – говорит Спьютор. – В павильоне №1 (самом крупном павильоне студии, в котором около 1000 м2) мы выстроили большую часть бункера – комнату Матери, изолятор, лабораторию и всю сеть коридоров. Декорации воздушного шлюза мы выстроили в павильоне №2». 

Зрителю может показаться, что в сценарии действие разворачивается в замкнутом пространстве, однако создатели хотели сделать этот мир большим и насыщенным, поэтому стремились заполнить предметами буквально каждый дюйм рабочего пространства павильонов. Во втором павильоне был даже подведен выход к настоящему выходу из павильона, чтобы задействовать как можно большую площадь. Съемочной команде удалось выстроить панорамные декорации, то есть камера могла снимать с любого ракурса. Оказываясь на площадке, любой словно попадал на реальную локацию. 

Дополнительную реалистичность создавало освещение – декорации практически полностью освещались изнутри:

«Мы использовали традиционные осветительные приборы крайне редко, – утверждает Спьютор. – Обычно площадка освещалась светодиодами, вмонтированными в декорации. Кроме того, источники света были закреплены на специальных панелях, и мы могли менять освещение в кадре буквально одним нажатием кнопки». 

Съемки фильма «Дитя робота» начались на студии Adelaide в первой половине октября и продолжились семь недель, после чего съемочная группа переехала в Новую Зеландию на три дня для экстерьерной съемки. Завораживающие черные пески пляжа Карекаре и живописные пейзажи острова Карака стали основными экстерьерными локациями. 

Студия WETA

Еще до ажиотажа, вызванного попаданием сценария в Черный Список, Спьютор и Ллойд Грин отправили «электронное письмо на удачу» во всемирно известную компанию по разработке специальных эффектов Weta Workshop, работавшую над трилогией «Властелин Колец», с предложением заняться дизайном и конструированием робота Матери. 

Компания WETA WORKSHOP (разработка дизайна и создание робота) получила пять премий «Оскар» за дизайн визуальных эффектов для самых зрелищных блокбастеров в индустрии развлечений. Соучредители компании Ричард Тейлор и Таля Роджер начинали работать в кладовой их квартиры, а на сегодняшний день Weta Workshop является одной из ведущих компаний в своей области.

Они создают дизайн и делают зарисовки тех образов, которые рождаются в воображении сценаристов и режиссеров – начиная с детализации костюмов до созданий, населяющих миры. Будь то любимые всеми персонажи Толкиена, Льюиса и Эрже или оригинальные герои Пандоры Джеймса Кэмерона.

«Мы с Майклом попросту размечтались, – улыбается Спьютор. – Это даже не была финальная версия сценария. Мы просто послали письмо на адрес, указанный на сайте компании, со словами: «Мы обожаем фильмы, которые вы делаете! Да, и, кстати, ключевой фигурой нашего сценария является робот, для которого мы хотели бы сделать реальный костюм. И мы были бы счастливы, если вы взялись бы за эту работу!» Каким-то чудом они прочитали наше письмо и ответили, для нас это стало полной неожиданностью. Такой кредит доверия очень помог нам двигаться дальше».

Поиск Матери

После того, как Weta согласилась сконструировать костюм робота, Спьютор переключился на поиски подходящего актера, который мог бы справиться со сложной ролью. Он должен был быть достаточно худощав, чтобы одеться в костюм робота, но при этом достаточно силен, чтобы свободно в нем передвигаться. Актер должен был хорошо владеть своим телом, чтобы убедительно копировать механические движения.

«Хотя во время монтажа мы заменили голос Матери, мимика и жесты, сопутствовавшие репликам, должны были наглядно демонстрировать нюансы отношений персонажей, чтобы Кларе и Хилари было на что реагировать. Поэтому актерское мастерство человека, который бы примерил костюм робота, было не менее важно, чем все остальное,» — рассказывает режиссер.

В итоге лучшим вариантом оказался Люк Хокер – сотрудник компании Weta, который руководил проектированием костюма. Люк был одним из самых увлеченных и преданных работе, он сел на строжайшую диету, очень много тренировался, буквально изнурял себя упражнениями, и все ради практически невидимой, хотя и очень важной роли. 

По иронии судьбы многие люди даже не будут догадываться о том, что Люк снялся в фильме, но именно благодаря ему картина стала такой замечательной». 

 Люк Хокер — перевоплощение в Мат

«- Роль Матери была очень трудна в физическом плане. Я понимал, что эта роль будет непохожа на все другие, которые мне довелось играть, потому что мифические существа двигаются очень мягко и сильны в чем-то одном. Скажем, у них могут быть очень сильные ноги или грудь,» — рассказывает Люк.

Однако в роботе должна быть безграничная сила. Мать – очень, очень сильное создание, поэтому актеру пришлось прорабатывать все группы мышц. Сложнее всего было сохранять свойственную роботам неподвижность. Кроме того, не стоит забывать о весе костюма — 41 килограмм. Люк весил 64 килограмма, а когда начал готовиться к роли, в нем было не на много больше. 

Помимо физической силы, Хокеру приходилось задумываться о том, как дышать в таком необычном и немыслимо жарком костюме, поэтому в спортзал он приходил в тренировочных штанах и толстовке с капюшоном:

«Учитывая то, что дизайн костюма делал я, я изначально знал сюжет и персонажа, которого мне предстояло сыграть. Я опасался, что буду лишь говорить свои реплики и двигаться в соответствии со сценарием, но не смогу передать суть персонажа. Наверное, я относился к роботу, как к своему детищу, и не мог представить себя в роли.»

Потом начались подготовки к съемкам, Люк постепенно заучивал реплики и прорабатывал различные сцены. Важным было каждое решение персонажа Матери, а не только движения (которым актер поначалу уделял повышенное внимание). Было важно то, что творилось у робота в голове, чтобы Кларе и Хилари было, от чего отталкиваться в разных сценах.

«Что может происходить в сознании совершенного искусственного интеллекта? Как Мать понимает, что чувствует, если вообще чувствует? Как вжиться в такого персонажа? Для меня это стало настоящим приключением. К счастью, Грант всегда готов был прийти мне на помощь, когда вопрос казался мне нерешаемым.»

… ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РОЛИ МАТЕРИ

Люк с самого начала считал, что роль будет не эмоциональной. Матери намного важнее эффективность и принимаемые ею решения, как она воздействует на Дочь или Женщину, чтобы добиться желаемого. Однако, как выяснилось он упускал самое важное – самую суть истории, которая заключается в связи между ребенком и родителем:

«Для меня это особенно трогательная тема, поскольку я сам недавно стал отцом. Это, конечно, клише, но наша жизнь кардинально меняется, когда мы становимся родителями. Весь мир переворачивается с ног на голову, в самом лучшем смысле этого слова.  Я сделал для себя множество важных открытий – и сам сценарий, и встреча с Кларой, и работа с детьми. Несмотря на то, что мой герой – робот с искусственным интеллектом, зрители непременно будут задаваться вопросами «что ею движет?» и «умеет ли она любить?» Принимает ли робот решения, исходя только лишь из эффективности? Или она движима настоящей любовью?»

Самое важное в истории – осознание того, какие замечательные отношения связывают Мать и Дочь. Развитие сюжета поразило актера как начинающего родителя, до глубины души. Люк признается, что  понял, с каким доверием и невинностью дети любят своих родителей, вне зависимости от того, хорошие в семье отношения или плохие. 

… О РАБОТЕ С ХИЛАРИ И КЛАРОЙ

«- Работать с Хилари было страшновато – она удивительная актриса. Она невероятно профессиональна, очень опытна и хорошо понимала, насколько трудно мне было играть свою роль. Мне очень понравилось работать с ней в паре, особенно с учетом того, что наши персонажи находятся в конфронтации. Когда звучала команда «Мотор», в ее глазах разгоралось пламя, и это помогало мне настроиться на нужный лад.»

Работая с Кларой, Хокер признается, что периодически забывал, насколько она молода. По его словам, она умеет разрядить обстановку и повеселиться от души. Но когда нужно, она способна тут же собраться и настроиться на драматичную или эмоциональную сцену. 

Кастинг Дочери

Спьютор не планировал искать актрису на роль Дочери за пределами Австралии, пока не увидел видеопробы юной датской актрисы Клары Ругор: «Сценарий был настолько популярен, что попался на глаза Оливии Хоуман, британскому агенту Клары. Она прочла его и решила, что роль Дочери отлично подойдет ее клиентке. Оливия предложила Кларе записать видеопробы и отправила запись нам. Так, неожиданно мы получили пробы, которые поразили всех нас». 

«Мы продолжили поиски актрисы на роль Дочери в Австралии, но так и не смогли избавиться от впечатления, которое оставили пробы Клары на эту роль, – продолжает режиссер. – В конечном итоге мы решили встретиться с ней лично и записать тематические пробы. Нам сразу стал виден уровень актрисы – девушка умна, начитанна и хорошо понимает все нюансы профессии. В юных дарованиях это сочетается не так часто, но именно такая актриса нам и была нужна». 

«На самом деле, даже Тим, который считается одним из самых хладнокровных и непрошибаемых продюсеров, во время проб в Лос-Анджелес, с трудом прятал скупую мужскую слезу. Входя в образ, Клара становилась обезоруживающе трогательной». 

… О ТОМ, ЧТО ПРИВЛЕКЛО ЕЕ В ЭТОЙ РОЛИ

«- Поначалу кажется, что это впечатляющая, но при этом вполне понятная история об отношениях матери и ребенка. Сюжет обогащает и делает более сложным этический подтекст. Фильм ставит перед зрителем актуальные вопросы, ведь искусственный интеллект становится неотъемлемой частью нашего общества. 

Добавьте сюда необычную идею, что ребенок может быть воспитан роботом, и вы получите весьма любопытный фильм. Кто в здравом уме откажется стать частью проекта, интригующего зрителя на таком уровне?»

… ОБ ИЗОЛЯЦИИ, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ДОЧЬ

«- Во многих сценах вообще не было диалогов, и можно сказать, что эти сцены пробуждали Дочку к жизни. Ее с детства учили находить наилучшее решение в любой затруднительной ситуации, так что она мыслитель, постоянно анализирует происходящее. Мне, как актрисе, было очень приятно получить возможность взрослеть со своей героиней в сценах, не отягощенных диалогами.»

… О РАБОТЕ С МАТЕРЬЮ

«- Команда студии Weta сконструировала поистине феноменальный костюм Матери. Он отнюдь не выглядит куском безжизненного металла, лицо получилось очень выразительным. Должна признаться, меня, как любого актера, беспокоило такое партнерство. Я опасалась, что будет трудно реагировать на безжизненного оппонента. Оказалось, что с этим не было проблем.»

Люк – феноменальный актер. Он всего себя отдавал роли, надевал каждый день 40-килограммовый костюм. Ему приходилось мириться с ограниченной подвижностью, плохой видимостью, и вообще работать было крайне неудобно. 

Главная трудность состояла в том, что ему приходилось удерживать в памяти множество факторов – собственную безопасность, развитие сцены, органичность съемочного процесса. Уже на первых репетициях, когда я встретилась с Матерью, и мы попробовали пройтись по нескольким сценам, стало понятно, что сложности будут возникать даже с таким простым, но важным аспектом, как угол зрения. Поэтому я склоняюсь перед Люком в реверансе за его выдержку, актерскую игру и ту помощь, которую он оказал мне, да и всем нам, на съемках.»

… О РАБОТЕ С ХИЛАРИ СУОНК

— Мне было очень приятно поработать с Хилари. Воодушевляло даже наблюдение за ее актерской игрой, за тем, насколько точно она передает все нюансы характера своей героини. Первые несколько недель я проработала с роботом, поэтому было так здорово вновь общаться с обычным человеком, особенно с такой экспрессивной и опытной актрисой, как Хилари. Благодаря ее актерской игре я и сама стремилась работать лучше и очень благодарна ей за это. 

Кастинг Хилари Суонк

Имя Хилари Суонк постоянно всплывало в разговорах, которые Спьютор и Ллойд Грин вели по Скайпу во время написания сценария. Они мечтали о том, чтобы она сыграла роль Женщины. Когда Грант с Майклом обсуждали какие-то тонкости сценария поздно ночью и мечтали о том, как было бы здорово, если бы эту роль сыграла такая звезда, как Хилари, они и представить себе не могли, что это возможно.

«Но, когда сценарий попал в Черный Список, вокруг него началась такая шумиха, что мысль о том, чтобы послать сценарий Хилари, показалась нам не такой уж сумасшедшей. Мы надеялись, что он даже может ей понравиться. Так и случилось!» — рассказывает режиссер.

Во время первого разговора с Хилари Грант очень нервничал, было важно правильно преподнести фильм, рассказать о своем видении истории и убедить актрису в том, что роль стоит ее внимания. Но, сняв трубку, он услышал, что Суонк в восторге от роли и хочет ее сыграть.

«Хилари закидала меня различными идеями, как сделать фильм лучше.»

С этого началось наше плодотворное сотрудничество. У Хилари действительно было множество предложений, и не только относительно того, как улучшить ее героиню, но и весь фильм в целом. Грант взял все эти идеи на вооружение, чтобы впоследствии выдать за свои собственные.  Таков был стиль работы Хилари – и во время подготовительного периода, и в процессе съемок, и даже во время монтажа она делала все от нее зависящее, чтобы фильм стал лучше. Во всех отношениях. Это уж не говоря о том, что она блистательно сыграла удивительную и сложную роль!

В главной роли — Хилари Суонк.

… О ТОМ, ЧТО ПРИВЛЕКЛО ЕЕ В ЭТОЙ РОЛИ

«- Я прочитала сотни сценариев и могу с уверенностью сказать, что очень трудно найти что-то настолько оригинальное и даже уникальное, как сценарий «Дитя робота» (2019). 

Сама идея сниматься в фантастическом фильме вызывает мой живой интерес, а эта фантастика, что называется, наивысшей пробы. Картина затрагивает важные вопросы семьи, доверия, инстинктов. В сюжете есть идеи, как все перевернуть с ног на голову, как строить новые отношения и как адаптироваться для выживания. Общечеловеческие темы. Так что фантастика получилась довольно реалистичной.»

… О РАБОТЕ С МАТЕРЬЮ

«- Когда работаешь на съемочной площадке с партнером, всегда важно помнить, что за личность перед тобой, какая история вас связывает, будь то человек, робот или кто бы то ни было. Моя героиня в общении с роботом, разумеется, ощущает непроизвольный страх. И это интересно, ведь в случае с героиней Клары этим чувством была любовь. 

Актер, который находился в костюме робота, невероятно талантлив и очень хорошо понимает всю специфику нашей профессии. В каждую реплику, в каждое движение закладывается нечто большее, чем можно увидеть и услышать, и именно в этом величайшее искусство актерской игры. Работа с роботом стала для меня интересным и неожиданным опытом. Признаться, я-то готовилась подключать все свое воображение. А тут моим напарником стало весьма реальное существо.»

… О РАБОТЕ С КЛАРОЙ РУГОР

«- Клара не так давно в киноиндустрии и, возможно, не слишком опытна, и именно поэтому смотрит на мир непредвзято, можно сказать, глазами ребенка. Именно такой должна была стать эта героиня. Она принимает все таким, каким видит и набирается опыта по ходу развития сюжета. Я думаю, это касалось не только героини, но и самой актрисы. Клара – очень добрая и невероятно талантливая девушка. Она осознает свой потенциал, и это замечательно.»

… О ТОМ, КАК ВПЕРВЫЕ ОКАЗАЛАСЬ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

«- Декорации, которые создал Хью, завораживали. Они были весьма реалистичны и уникальны. Вообще, определение «уникальный» – самая наивысшая похвала, которую я только могу придумать. Уникальны люди, дома, места. И если что-то не работает, причина как раз в нехватки уникальности. Это заметно невооруженным взглядом. 

Когда я оказалась на съемочной площадке, я почувствовала себя на реальной локации. Это очень помогло мне вжиться в роль, поскольку практически не пришлось заставлять работать воображение. Это существенно облегчает работу актера.»

Кастинг на «Голос Матери»

Роуз Бирн

В черновой версии монтажа был слышен голос Люка, вся съемочная команда с нетерпением ждала того момента, когда Мать получит женственный голос, наполненный материнской энергетикой. Спьютор признается, что всегда представлял себе героиню именно такой:

«Мы целенаправленно сыграли на контрасте – у Матери безжизненное, механическое тело, но очень трогательный человеческий голос, – продолжает режиссер. – Поэтому все материнские инстинкты и человеческие качества, которыми могла обладать Мать, должны были передаваться посредством ее голоса, который к тому времени мы еще даже не записали». 

Столь сложное задание Спьютор решил предложить своей соотечественнице – австралийке Роуз Бирн:

«В Роуз сосредоточена внутренняя материнская энергия, возможно, потому что она Мать двух мальчишек, – добавляет режиссер. – У нее очень дружелюбный, располагающий к себе голос. Нетрудно представить, что таким голосом заговорит Siri в новой версии гаджетов от Apple. При этом она настоящий профессионал и очень технична в передаче чувств своего персонажа. Она знает, когда можно отпустить эмоции и позволить Матери проявить чувства, а когда стоит сдержаться, чтобы персонаж остался загадочным и держал зрителя в напряжении». 

На запись реплик ушло четыре дня, которые актеры провели в студии звукозаписи в Лос-Анджелесе. Когда голос Бирн наложили на видеоряд, вся съемочная группа отметила, что фильм приобрел новую динамику. «Неожиданно перед нами возникла Мать, – вспоминает Спьютор. – Не понятно, каким образом, но Роуз и Люк создали чарующий, симбиотический образ». 

Режиссер заявил, что в качестве пасхалки оставил короткую реплику Люка. Хотя даже людям с музыкальным слухом, возможно, придется пересмотреть фильм несколько раз, чтобы найти его.

Искусственный Интеллект захватил кино — фильмы про роботов 2019.

Путь создания фильма «Дитя робота» (2019) был долгим и непростым, кастинги актеров и съемки — ответственное занятие, особенно для новичка в кинематографе Гранта Спьютора. Однако режиссеру удалось воплотить на экране нечто, что можно по зрелищности смело сравнивать с «Терминатором» или «Из машины».

Видео: Создание робота для I Am Mother (Netflix): Weta Workshop


Материал подготовлен редакцией сайта kinofilmpro.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Забыл пароль

Введите своё имя или email. На ваш email придет ссылка с новым паролем.