Рецензия на фильм «Девочка»

Подростковый период — самый сложный в жизни каждого. А если к этому добавить амбиции стать балетной танцовщицей, начало гормонотерапии и ожидание операции по смене пола? Об этом в режиссерской работе Лукаса Донта, фильме «Девочка» (2018), который вышел в 2019 и собрал много отзывов, как потрясенных, так и недовольных зрителей, рецензии критиков также неоднозначны (дата выхода в России — 7 февраля 2019). Этот кинопроект стал дебютным не только для режиссера, но и для исполнителя главной роли, танцовщика Виктора Полстера, который сыграл запертую в мужском теле Лару. Но могут ли цисгендерные люди играть транс-персонажей, ведь у них нет подобного опыта, они ни разу не испытывали ничего подобного? Этот вопрос очень волнует современное ЛГБТ-сообщество. А провокационная концовка еще фильма еще больше шокирует.

«– Ты очень смелая, ты – пример для многих людей. – Но я не хочу быть примером, я хочу быть девочкой.»

Внимание: Текст содержит спойлеры.

Внутренний конфликт

Фильм начинается с того, как 15-летняя Лара сама прокалывает себе уши в ванной, чтобы выглядеть более женственной с точки зрения общества. И зритель, действительно, видит в кадре девочку, но никак не 16-летнего Виктора Полстера, сыгравшего главную героиню. Актер является студентом Королевской балетной школы в Антверпене и покорил съемочную команду на кастинге своей манерой танца, а режиссер Лукас Донт сразу разглядел в нем большой потенциал. На его место претендовало более 500 мальчиков и девочек разных возрастов — от 14 до 17 лет.

Lukas Dhont, Victor Polster

Перед нами небольшая семья, состоящая из отца, брата и сестры, переехавшая в новую квартиру, чтобы Лара могла поступить в балетное училище и проходить гормональную терапию, сдавать анализы в клинике и посещать психотеапевта. Ну а конечная цель — операция по смене пола. Она идет вместе с отцом на прослушивание в школу танцев, и остается на испытательный срок 8 недель. Тренировки в зале не менее суровы, чем и гормональная терапия с самоистязаниями, которым подвергает себя девочка-подросток.

Активисты ЛГБТК  раскритиковали Дхонта за то, картина большей частью сосредоточена на физических трансформациях главной героини Лары: она борется с дисфорией своего тела, истязает себя, связывая свои гениталии.

Она это делает, чтобы даже наедине с собой не видеть свое «несовершенство». На занятиях по балету она заклеивает пластырями пальцы, чтобы они казались меньше, все по той же причине – чтобы быть «больше женщиной». Она не принимает в себе мужскую часть и пытается торопить события, но против биологии идти сложно, даже «под руку» с гормональными препаратами. Не помогают даже разговоры с врачами и психологом.

Большинство сцен снято на ручные камеры, поэтому на экране много близких планов, и зритель может наблюдать каждую эмоцию Лары. Нам также показывают, как происходит осознавание своей сексуальности и формирование ориентации, ведь Лара еще ни разу не испытывала романтических чувств. Кажется, она заинтересовалась соседом по дому, но отцу на прямой вопрос «о мальчиках» отвечает, что, возможно, ей понравились бы и девушки.

«-К тому же я никогда не говорила, что интересуюсь мальчиками. – Что-то новенькое, может, девочками? – Может быть. – Это нормально, можешь сказать мне. – Я бы сказала, но я не знаю».

Это фильм о телесности и принятии, а также о терпении и любви к себе, чего героине так и не удалось достичь (тому пример сцены с селфхармом).

«Я не хочу делать ничего такого, пока у меня это тело»,

— говорит девочка психологу, ведь тот советует ей воспользоваться двумя годами до главной операции, чтобы получать удовольствие и не тратить время в пустую, слово «в ожидании автобуса на остановке».

Кажется, Лара слишком зациклена на теле, отчего и начинается эта борьба с собой, где в итоге нет ни выигравших, ни проигравших. А есть только она и последствия ее поступков.

«Есть легкие и аккуратные упражнения, которые делают стопы сильнее и сильнее. Есть вещи, которые не изменить. Ведь нельзя просто взять и отрезать кусок ноги»,

— эти слова учительницы по танцам станут роковыми, ведь она, словно считала мысли Лары, которая всеми силами старалась спрятать свои мужские признаки, не понимая, что тем самым вредит себе.

Лара не может терпеть, ей кажется, что изменения не происходят, и процесс продвигается в темпе, который ей не нравится. Ей тяжело в этом теле, она даже просит увеличить дозу гормональных таблеток, а, получив отказ, делает это без разрешения врача, в надежде на то, что процесс ускорится. Она не может просто спокойно ждать, пока тело изменится само, ей не хватает терпения, а ненависть к себе все увеличивается. По мере развития сюжета напряжение возрастает, и события, раскручивающиеся вокруг главной героини, также не способствуют спокойствию и эмоциональной гармонии.

ЛГБТ-сообщество, а в частности трансгендерные люди, посчитали несправедливым, что цисгендерные гетеросексуальные актеры не только играют транс-персонажей, но и получают награды за работы в ЛГБТ-кино.

К слову, фильм «Девочка» получил три приза:

  • Канны — «Особый взгляд Каннского кинофестиваля»;
  • «Золотая камера» (режиссерский дебют — «Camera d’Or»);
  • Приз ФИПРЕССИИ — «Queer Palm» за лучший фильм о ЛГБТ.

И мнения зрителей разделились. Кто-то считает, что смысл актерского мастерства в том, чтобы показать личность, которой не являешься. Ведь никому не приходит в голову требовать, чтобы роли пожарных или полицейских играли представители этих профессий. Также и с ролями матерей — их играют не только те актрисы, у которых уже есть дети.

Наличие реального жизненного опыта не является ключевым фактором и обязательным условием для утверждения актера на эту роль. Ведь достаточно того, чтобы он хорошо ее сыграл.

Но многие полагают, что тема квир-персонажей — особенная, и играть роли могут лишь те, кто был внутри этого опыта.

В процессе перехода главное, чтобы окружение было нетоксичным И, если в семье все прекрасно, то в школе дела обстоят иным образом. Девочки перешептываются, а на вечеринке и вовсе выставили Лару не в лучшем свете. Но все же не было никаких явных признаков того, что Лара способна нанести себе вред, и неясно, почему она делает этот ужасный шаг — отрезает гениталии. вероятно, причиной тому стал тот факт, что ее операция по смене пола была отложена, и, как и многие подростки, она нетерпелива и импульсивна.

Лара вызывает медработников, подбирает ножницы и отрезает гениталии. Она спиной к камере, поэтому зрители слышат лишь крики, но не видят ни лица, ни крови. Затем показывают сцену в больнице, где ей придется восстанавливаться после травмы, и зритель видит ее улыбающееся лицо.

Из-за шокирующей концовки в сети много отзывов и рецензий об опасности фильма «Девочка» (2019), ведь героиня калечит себя, но в финальной сцене вовсе не расстроена, а наоборот.  Но ведь такие поступки не должны поощряться, ведь картина может повлиять на людей, проходящих то же, что и героиня Лара.

Загрузка...

Материал подготовлен редакцией сайта kinofilmpro.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Забыл пароль

Введите своё имя или email. На ваш email придет ссылка с новым паролем.